Больше рецензий

Dolores_C

Эксперт

по книжным чертогам

17 сентября 2023 г. 20:41

296

4 Хорошо, но не то, чего все ждали

картинка Dolores_C

Все мы помним фильм-слэшер «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». По крайней мере, моё поколение, выросшее на «Крике» (спасибо за счастливое детство), точно его помнит. А вот то, что фильм был основан на одноимённой книге, мало кто знает. Впрочем, судя по низком рейтингу, те, кто в курсе и ознакомились с первоисточником, остались не в восторге. Я понимаю суть претензий читателей и даже в чём-то с ними согласна, но… НО.

Беря книгу в руки, очень важно держать в голове три момента.

Первое. Одноимённый фильм имеет к книге весьма отдалённое отношение, как в плане сюжета, так и — самое главное — в плане атмосферы и динамики. Это не та кровавая история, которую мы смотрели ещё на видеокассетах. Книга не призвана напугать, хоть и позиционирует себя как триллер (у неё свой посыл, но об этом ниже). Да и экранизация сейчас вряд ли кого-то напугает. Скорее уж посмешит.

И отсюда следует второе. Книга написана в далёком 1973 году, когда читатель ещё не был избалован триллерами. Сейчас, когда ежемесячно издаются десятки представителей жанра, да и сам жанр за полвека получил серьёзное развитие и стал одним из самых популярных, даже современным авторам очень трудно приятно удивить и порадовать читателей. Всё уже где-то было, всё приелось. Это как с классической фантастикой, которая теперь кажется донельзя наивной. Наивной, но милой, потому что мы помним, когда она была написана и делаем ей скидку.

Третье и, пожалуй, самое главное. Лоис Дункан писала для подростков. И эта книга не была исключением. Беря в руки ужастик Стайна, мы не ждём от него чего-то в духе Дина Кунца или Стивена Кинга. И тут так же. Автор хотела донести до подростков простую, но важную мысль: всё тайное становится явным, рано или поздно за совершённое преступление последует наказание. При этом Дункан, естественно, не занималась морализаторством, тут нет великих глубин — всё максимально просто и понятно, во многом наивно. Без кровавости и леденящего душу страха, дабы не ранить нежную психику подростков (подозреваю, что у подростков начала 70-х психика была нежнее, чем у современных детишек). Даже оступившиеся люди заслуживают второго шанса — ещё один явный посыл книги.

Опять же, помня, для кого она была написана, не могу сказать, что герои совсем уж непроработанные картонки. Да, типажи простые и легко узнаваемые, но они есть. Все герои разные и по-разному относятся к тому, что, сбив мальчика, скрылись с места происшествия. У нас есть Джулия — самый положительный герой книги, на которую случившееся повлияло сильнее всего, и автору удалось это передать. У нас есть её парень (теперь уже бывший) Рей, который тоже во всех отношениях положительный, но слишком дорожил дружбой с крутым футболистом Барри, а потому пошёл у него на поводу. У нас есть Барри и его подружка Хелен — оба не очень приятные личности, но опять же автор объясняет, почему они такие, какие есть, за что ей плюсик в карму. А ещё у нас, конечно же, есть условный маньяк, решивший наказать наш квартет. Не слишком удачливый тип, ну да и бог с ним. Кто это, считывается буквально сразу, но меня и современные триллеры-детективы редко могут порадовать крепкой интригой, так что я уже смирилась с этим. Почти.

Книгу я прослушала в аудио в превосходной начитке Юлии Яблонской — не заскучала ни на минуту. Возможно, если бы читала её сама, то впечатления были бы хуже. Ну а так, добрый подростковый ретро-триллер, как бы странно это ни звучало.

Книжный блог Книжные чертоги