Больше рецензий

17 сентября 2023 г. 19:21

755

3.5

Эдуард Лимонов ассоциировался у меня с национал-большевиками и газетой "Лимонка," номера которой возникали иногда на подоконниках московских вузов. В общем, маргинальное явление политической жизни 90-х - 2000-х. Оказалось же, что главному нацболу не чуждо чувство прекрасного, и, проживая в Америке, он успел издать в 1979 году провокационную (хотя бы он так считал) автобиографичную книгу про свои сложные отношения со второй женой Еленой.

При чтении сего опуса меня не покидало ощущение вторичности, даже второсортности. Бесконечные сексуальные похождения, общая мизогиния на почве разлада с супругой - всё это уже давно было в произведениях Генри Миллера и в "Сексусе" и в "Тропике Рака", разве что Миллер, не будучи русских, не так сочно и много матерился. В романе эмигрант Эдичка, проживающий в Нью-Йорке на социальное пособие- вэлфер, много бродит по Большому Яблоку в поисках большой и искренней любви. Вращается он в самых разных кругах - от богемных деятелей искусства до простых уличных бродяг, причём всегда с иголочки одет. Имеет сам и отдаётся многим. Описана его одиссея довольно-таки простым языком, будто сидите вы с ним на бордюрном камне с бутылками пива в крафтовом пакете где-нибудь у Центрального парка, и он вам живописует свои приключения и метания души, приправляя рассказ странными для русского уха "выспался с кем-то", "делал любовь".

В целом, роман читается легко, и нашлось в нём несколько эпизодов, которые меня позабавили, и нетривиальных мыслей. Чего стоят размышления о преимуществах настенной живописи в общественных уборных над порнографическими набросками признанных художников или об опасности прихода к власти в СССР властителей дум диссидентского движения по причине ей слишком богатой фантазии и энергичности. Сейчас содержание романа уже не столь животрепещуще и скорее представляет собой не столько художественную ценность, сколько памятник жизни советской эмиграции в Америке. И жизнь у них была, скажем прямо, так себе.