Больше рецензий

10 сентября 2023 г. 10:20

109

2

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения романа "стальные мечты", который рассказывает нам про альтернативную историю начала и середины XX века. В ней Адольф Гитлер после поражения Германии в Первой Мировой войне решил эмигрировать в Америку, где спустя некоторое время в нем открылся "редкий талант" писателя, в котором он полностью воплотил все свои идеи. И после такого немного странного предисловия читатель погружается непосредственно в само произведение. В котором уже можно увидеть явные и фирменные идеи несостоявшегося фюрера, воплощенные на бумаге его больной и безумной музой.

Феррик сошел на землю и легко вскинул на плечо кожаный баул, в котором умещались все его пожитки. Ему не нужно будет толкаться на выдаче багажа среди вонючего сброда. Он прямиком направится в сторону Ульм-авеню, которая кратчайшим путем выведет его через грязный и убогий приграничный городишко к мосту. Феррик рассчитывал уже сегодня покинуть тошнотворные пределы Боргравии.

Интересно, хотел ли Спинрад подчеркнуть тем самым то, что от судьбы невозможно уйти? И что если бы печально известный "австрийский художник" не сделал бы карьеру на политическом поприще, то он нашел бы выход для своей ненависти в другой, творческой сфере? Также наполняя её ненавистью ко всем, кто выглядит не так как "чистая раса" со всеми вытекающими последствиями? Или это просто побочный эффект произведения, в котором с помощью шока писатель якобы хотел поставить читателей в один ряд с палачами и мучителями всего живого?

Критическому взору Ульм-авеню представлялась пересохшей сточной канавой, стиснутой меж двумя рядами лачуг, неряшливо сколоченных из неструганых досок, листов кровельного железа и строительного мусора. Этот, с позволения сказать, бульвар являлся, очевидно, предметом особой любви и гордости жителей Порми.

Что, кстати говоря, меня удивило еще сильнее его идеи сделать из Адольфа американского писателя, который получил даже премию в области фантастической литературы. Почему удивило? Потому что я искренне не понимаю как прочтение плохой книги (а согласно заложенной логики в рамках самой истории произведение Гитлера является плохой и отвратительной работой) делает меня автоматически соучастником того, что в ней описано? Вот я, тот самый условный читатель, который в "ужасе бежит к зеркалу, чтобы посмотреть на себя".

Взять хотя бы мутантов. Конечно, в Гормонде это досадное зрелище представало глазам неминуемо. Мутанты кишмя кишели повсюду, они лезли из каждой щели, из каждого закоулка. Не было в Гормонде места, свободного от мутантов. Здешний генофонд уродов, судя по всему, был немногим беднее столичного. Внешность местного сброда в Порми свидетельствовала о том, что и здесь скрещивание разных мутированных форм идет полным ходом.

Почему я должен обязательно бежать? И с ужасом? Я прочитал плохую и посредственную историю, которая не вызвала у меня ничего кроме отвращения и ощущения того, что автор книги больной человек, которому требуется медицинская помощь, а не награды за "гениальные сценарии в области фантастики". Или, если ты не бросил сразу читать роман, а дошел до конца, это делает тебя человеком, которому импонируют герои? Этот момент я считаю наиболее уязвимым и самым нелепом в рамках "стальной мечты".

Произошло то, что и должно было произойти. Попугаеклювый отвел в сторону вялый взгляд склеротика и обнажил безнадежно деформированные мутацией зубы.

— Простите, Истинный, — пробормотал он смиренно.

Якобы Норман хотел вызвать у читателей шок от прочитанного, чтобы они испытали сильные чувства и ненависть к идеям, поднятым в книге. Но сразу видно, что историю писал американский писатель, а не наш человек. Нам не нужно ПРИДУМЫВАТЬ ужасы фашизма и его идей. Наши предки доблестно сражались с этим монстром и смогли победить его. Своими силами. Поэтому искренне не понимаю посыл автора "читатель должен испытать ужас, вглядываясь в зеркало после прочтения". Единственное, что я испытал - это чувство стыда за то, что кому-то пришло в голову написать подобное в таком формате.

Это могло объясняться лишь присутствием доминатора. В Гормонде такое случалось часто. В силу своей природы доминаторы предпочитали крупные города, где жертв для них находилось в достатке. Тот факт, что даже такой маленький городишко оказался зараженным, неоспоримо указывал, что власть Зинда над Боргравией была сильнее, чем представлялось Феррику.

Не поймите меня неправильно, друзья - художественная литература для того и существует, чтобы поднимать сложные и порой даже пикантные темы. И сама идея того, что есть некая альтернативная реальность, в которой Гитлер стал не диктатором и тираном, а писателем, мне кажется интересной с точки зрения концепта. Как минимум, это необычно. Но вот реализация романа подкачала, и подкачала очень сильно.

Черно-красно-белое здание КПП красноречиво свидетельствовало, что Верховная Республика Хелдон не уступит мутантам и пяди здоровой и плодородной земли. До тех пор пока Хелдон сохраняет в неприкосновенной чистоте свой генофонд, до тех пор пока расовые законы Верховной Республики служат надежной преградой генетической скверне — до тех пор в сердцах истинных людей будет жить надежда, что когда-нибудь вся планета окажется свободной от нечисти и станет, как и прежде, планетой людей.

Я понимаю, что текст был написан через определенную призму, которую писатель специально вставил в текст, написанный якобы не им, а его персонажем, но... Даже если рассматривать произведение в таком ключе, то оно получилось алогичным, невнятным и странным. Мне кажется очень сомнительным то, что подобная литература могла бы получить премию в разряде фантастики за "смелые идеи и необычную проблему, поднятую писателем". Подобный треш обычно проходил мимо публики, и со временем становил бессмысленной макулатурой.

Феррик был готов к предстоящей генетической проверке, без которой нечего и думать о получении хелдонского гражданства. Проверка должна окончательно подтвердить чистоту его генотипа. Сам Феррик от всей души приветствовал грядущее испытание, мечтая лишь об одном: чтобы испытание это оказалось как можно более трудным, даже мучительным.

А не получал бы многочисленные хвалебные рецензии и оды восхваления. Или таким образом писатель пытался показать срез литературы его страны того периода? Не буду строить догадки, но не замечал за американскими фантастами любовь к свастике или фашизму. Обычно они тоже выступают против подобных идей, а не поддерживают эти начинания. То, что у них есть нишевые авторы, которые считают, что фюрер был прав - это частные случаи конкретных представителей оппозиции. Такие "кадры", к сожалению, были и у нас в стране тоже.

Переносить эту на всю цивилизацию целиком я считаю лицемерием и передергиванием фактов.

Кармакское соглашение вынудило в свое время Хелдон открыть границы но только для истинных людей, чья чистота подтверждена хелдонским сертификатом. Возможно, здесь и крылся ответ. Быть может, этими жалкими ублюдками двигало бессознательное желание приобщиться к братству истинных людей.

Так что я остаюсь в немного смешанных чувствах от того, как именно была преподнесена эта история, и какое мифоначало создал придумал писатель для того, чтобы в рамках альтернативной истории нашего мира создать такую книгу, в которой будут поднимать те же самые "проклятые вопросы", которыми в свое время задавался и фюрер. Которые привели к тому, что погибли десятки миллионов людей, сотни городов были разрушены, а последствия этой войны аукаются до сих пор.

Когда настала очередь Феррика, пограничник равнодушно спросил:

— Дневной пропуск или соискание гражданства? — Голос его был усталым.

— Соискание гражданства, — четко и ясно ответил Феррик. Он недоумевал.

Подытожив, могу сказать только одно - я не удивлен, что подобная история была написана американским, а не скажем, советским писателем. Нам не нужно придумывать никаких альтернативных реальностей для того, чтобы изобличить фашизм в его любом проявлении. Достаточно поднять сохранившиеся государственные архивы и посмотреть на то, какое будущее ждало бы советские народы, если бы Третий Рейх победил в войне.

Офицер уставился на Феррика.

— У вас есть сертификат, выданный Верховной Республикой Хелдон, подтверждающий чистоту вашего генотипа?

Феррик отметил странный взгляд офицера. Будто таможенник смотрел сквозь него, куда-то вдаль.

"Стальная мечта" - это не пропаганда возвышения одной расы над другой. Это не попытка оправдать и идею "чистой крови", которой так грезит главный герой, напоминающий собой вполне реальный прототип, и который даже частично повторяет его жизненный путь. Это просто плохая и посредственная история, рассказанная в интересном антураже, но простым и примитивным языком. Я понимаю и признаю, что для определенной категории читателей такое будет просто противно читать (мне и самому было не то, чтобы приятно. Но я умею абстрагироваться от себя и своих чувств), но предложенный концепт мне показался любопытным.

— Феррик Яггер, — гордо ответствовал Феррик, в глубине души надеясь, что офицеру фамилия Яггер что-нибудь да скажет. Хотя во времена заключения Кармакского соглашения Хеермарк Яггер был лишь одной из второстепенных фигур при правящем кабинете, в фатерлянде наверняка еще живы те, кто помнит имена кармакских мучеников. Но офицеру это имя, похоже, ничего не говорило — он просто занес его в бланк, к тому же, как показалось Феррику, несколько нетвердой рукой.

Реализация подкачала. Причем это претензия именно к самому автору, который придумал мир, в котором его персонаж написал такую книгу. Ведь несостоявшийся фюрер но классик американской фантастики Адольф персонаж Спинрада. И он не способен написать ничего кроме того, что вложит в него сам создатель. Поэтому вынужден повториться, что ВСЕ мои претензии направлены непосредственно к самому Норману за слитую идею и плохую реализацию. Фантазия у него работает действительно необычно, но я бы очень сильно удивился, если бы подобная история вышла на территории СССР.

— Вопросы, связанные с сохранением генетической чистоты, прямо касаются выживания человечества! — отчеканил Феррик.

— Наверное, вы правы, — вяло отозвался, офицер и подал Феррику грязную тряпицу. Феррик брезгливо взял тряпку, которой до него воспользовалось неведомо сколько мутантов и недочеловеков и, найдя маленький уголок, оставшийся относительно чистым, тщательно вытер пальцы. Офицер тем временем передал бланк второму таможеннику, сидевшему по правую руку от него.

Не мог наш человек придумать подобные вещи. Только не тот народ, который прошел через такой ад, чтобы потом задаваться лицемерными вопросами "а не отличаемся ли мы от фашистов только тем, что мы не были в такой ситуации, в которой оказались они? И не оказались ли они заложниками положения"? Никто их не заставлял устраивать охоту на евреев, которые были обвинены во всех тяжких грехах. Никто не заставлял их придумывать "чистоту расы" и браковать людей только за то, что они не вписывались в их стандарты. И уж тем более никто не заставлял их активно поглощать соседей и их ресурсы с целью постоянно увеличения собственной территории.

— Истинный по фамилии Яггер. Меня зовут доктор Хаймат. Прежде чем выдать вам сертификат, подтверждающий чистоту генотипа, я должен подвергнуть вас тестированию.

Подытожив введение отзыва, могу с уверенностью сказать, что мы не будем в ужасе бежать к уже несколько раз упомянутому мной зеркалу, чтобы с ужасом рассматривать там оскал монстра. Простите меня "уважаемый" Норман. Но мы не такие. За вас и ваши взгляды высказываться не могу (как и обвинять) но мы были в роли тех самых пресловутых мутантов, которых ваш герой так "весело" нарезал кучами с целью сохранения чистоты человеческого вида. Нам не нужны подобные мифотворчества для обвинения фашизма.

Феррик не смог бы определить, что именно в облике молодого офицера выдавало в нем ужасающего монстра, но от «писаря» исходило нечто такое, что заставляло все органы чувств Феррика буквально вопить мозгу: «Берегись! Это — доминатор!»

Искренне надеюсь, что у автора были и нормальные работы, а не попытки поиграть с тем, что лучше оставить в сторону и рассматривать через призму истории с точки зрения "как мы до этого дошли, и как сделать так, чтобы это никогда больше не повторилось". Все написанное выше является лишь моим ИМХО, и я не претендую на истину. Но не высказать свое фи по "философским тезисам" романа я не мог.

А теперь предлагаю перейти непосредственно к самому произведению, друзья. Обещаю, что никаких спойлеров, все в рамках аннотации.

Перед нами раскрывается мрачное будущее, наполненное ужасными мутантами, которые портят человеческий генофонд. Дело в том, что некогда цветущая планета пережила ужасную катастрофу в виде оружия Древних, которое осталось в записях под условным названием Небесный Огонь. Не нужно быть пророком или хранителем знаний для того, чтобы понять, что речь идет об атомном оружии. Которое было успешно использовано, после чего большая часть планеты превратилась в радиоактивные оазисы, в которых спустя несколько десятилетий начала зарождаться совершенно новая и непривычная жизнь.

Теперь ситуация прояснилась. Весь здешний гарнизон — кто в большей, кто в меньшей степени — подпал под ауру власти доминатора, действующего под видом самого обычного писаря. Несомненно, монстр внедрился сюда давно, медленно и исподволь распространяя щупальца своего зловещего воздействия, пока в конце-концов все пограничники-хелдонцы не оказались в его власти.

К моменту описываемых в романе событий планета уже пережила последствия войны Древних, и в ней зародились представители разных мутаций, которые могут не сильно выражены (например, у человека 6 пальцев), или изменения могут сильно заметными. В частности, изменение внешности, появление новых органов, которые раньше отсутствовали у людей, деформация тела и многое другое. Что неудивительно, учитывая ситуацию, в которой оказались потомки тех самых предков, которые в свое время развязали странную и давно забытую войну, которая породила после себя только радиоактивные пустыни и степи. И мифологию о оружии, способном выжигать океаны и испепелять целые города, оставляя после себя только горы пепла.

— «Человеческая раса обречена на вымирание... Человеческий генотип на настоящий момент является высшим достижением эволюционного процесса...

Генетический материал не смог избежать заражения во Время Огня...

Главный "герой" романа озабочен идеей чистоты расы, которая не дает ему покоя. Что удивительно вдвойне - он вырос в городе, в котором "чистые" люди жили бок о бок с мутантами, которые никак никого не притесняли, и все пытались просто выжить сообща. Но именно сам факт существования не таких как он людей вызвал у персонажа только мерзость и желание очистить земли от ужасных уродов, которые согласно его идеям о красоте и прекрасном недостойны существовать на планете. А потому должны быть уничтожены или хотя бы отделены от людей, чьей семя нужно сохранить ради восстановления человеческого вида.

Звучит как нечто знакомое, не находите?

— Вы что же, молодой человек, собираетесь оспаривать мнение специалиста-генетика? Или сомневаетесь в моем профессионализме? Неужели вы считаете, что власти Верховной Республики поставят на этот ответственнейший пост кого попало? — услышал Феррик слова доктора Хаймата.

Повторюсь, что Норман порой будет проводить слишком очевидные параллели выдуманного персонажа с тем, кто в свою очередь якобы пишет роман. Адольф настолько очевидно выглядывает из образа местного "спасителя", что в первых версиях книги некоторые издательства вполне спокойно издавали книгу с Гитлером на мотоцикле, который несется через орды мутантов, резво расстреливая их как диких зверей. Какие тут еще нужны параллели для того, чтобы понять о КОМ идет речь?

Но вернемся к нашей "выдуманной" истории без отсылок на реальную историю.

— Офицер!.. Существо, что стоит рядом с вами, — доминатор! Я узнал его! — выкрикнул он. — Вы все под воздействием ауры власти доминатора, слышите! Вы же истинные люди, хелдонцы, — взывал Феррик. — Мобилизуйте свою волю и станьте свободными!.. Сбросьте гнусные путы, которыми вас оплел враг!..

Феррик Яггер - главный клоун местного цирка уродов (а других слов я просто не подберу). Человек является выходцем из смешанных земель, который всю жизнь живет бок о бок с мутантами, и который вбил себе в голову идею о некой чистоте биологического вида. Якобы существует где-то там страна, которая является последним оплотом спасения человечества от окончательного исчезновения среди рядов мутантов, которые могут окончательно поглотить "чистые гены", после чего людей уже будет невозможно спасти.

— И знаете, я могу понять этого молодого человека, доктор, — продолжал Морк. — В самом деле, встаньте на его место. Всякий из нас вел бы себя точно так же. Лично я бы именно так себя и вел. Подумать только — вырасти среди мутантов, ублюдков и прочей нечисти. Тут поневоле начнешь в каждом встречном видеть доминатора.

Во время чтения романа меня не покидал только ОДИН вопрос - а местный писатель (тот, который якобы и написал это произведение) знает о том, что даже в его мире существует несколько рас? Чтобы далеко не бегать, просто процитирую открытый источник: "По условной классификации ученых, все расы людей на планете делятся на 4 группы — негроидная, монголоидная, австралоидная и европеоидная." И возникает ЗАКОНОМЕРНЫЙ вопрос - какая из заявленных рас будет наиболее чистой? За какую из заявленных тут он борется?

— Нет... нет... — мучительно выдавил офицер. — Н-не может быть... Вы уверены?..

В этот момент со стороны дупликатора раздался звонок, и на приемный поднос выпал сертификат Феррика. Это отвлекло седого офицера, и Феррик почувствовал, что установившийся контакт безнадежно нарушен.

Офицер взял сертификат и подал его Феррику.

Потому что я не понимаю логику произведения - пускай люди изменились под воздействием радиации, и у их детей появились мутации и отклонения. На каком этапе они перестали быть людьми и стали нелюдями, которых нужно истреблять? На самом деле это фундаментальный вопрос, который должен был стоять обособленно в истории и рассматриваться чуть ли не как центральная идея, но знаете что происходит на самом деле? Норманн это не обыгрывает НИКАК. Просто игнорирует, и продолжает гнуть свою линию повествования.

— Надеюсь, что вы не откажетесь от хелдонского гражданства из-за вашего несогласия с методиками тестирования? — несколько обеспокоейно спросил Феррика седой офицер, впервые проявив хоть какое-то подобие истинно человеческих эмоций.

Не знаю как вы, друзья, а меня такой подход к концепту разочаровывает. Решил сделать из своего героя апологета чистой расы? Обоснуй и докажи на бумаге с помощью аргументов. А не просто придумай, что он так мыслит и все.

Феррик вовсе не стремился к личному обогащению. Нет и еще раз нет! Превыше всего было желание послужить истинному человечеству, отдав себя всего, без остатка, этому благородному делу.

Да, в книге есть ПОПЫТКА обьяснить почему Феррик на самом деле является героем и спасителем человечества, а не жестоким психопатом, которому удалось дорваться до власти и устроить геноцид нелюдей. Дело в том, что местные мутанты очень плохие создания. Они мечтают о том, чтобы истребить чистых представителей человечества, потому что они новый виток эволюции и должны заменить собой нормальных и естественных представителей некогда существовавшей на планете цивилизации. И среди них есть ОСОБЫЕ мутанты, способные воздействовать на сознание человека и даже превращать его в марионетку.

Погруженный в мысли о делах государственных и о собственном будущем, Феррик и не заметил, как почти догнал маячивших впереди пешеходов. Лишь когда до них оставалось лишь несколько ярдов, Феррик невольно обратил на них внимание. Обратил — и челюсть у него отвисла от изумления, смешанного с откровенным ужасом.

Именно они являются теневой оппозицией мутантов и главными врагами таких людей как Феррик, который пытается сделать все возможное для того, чтобы не дать угаснуть последнему чистому гену в потоке мутации и скверны, которыми с его точки зрения являются все остальные существа, которые не вписываются в его понятие красоты.

Звучит страшно, я знаю. Но до кучи еще и абсурдно и слишком гротескно.

— У нас есть дневные пропуска, Истинный, — уверенно протарахтел попугаеклювый.

— Дневные пропуска? — невольно переспросил Феррик.

Значит, они и в самом деле выдают суточные пропуска мутантам? Какое неслыханное предательство интересов человеческой расы! Подумать только, к чему это может привести!

К сожалению, "стальная мечта" пыталась быть логичной только в самом начале. Потому что дальше начинается откровенная фантазия и полет больного ума, который Норманн приписывает Адольфу (вы ведь еще помните о том, что у нас идет речь о романе в романе? Что все написанное тут принадлежит не Спинраду, а его литературному персонажу, который и "придумал" эту странную страшилку). Будет тут и отсылка к мифам про короля Артура (только тут вместо меча будет булава со свастикой, которая является благородным символов древних)).

— Насколько я понимаю, вы не впервые пользуетесь дневными пропусками? — спросил он.

— Мы выполняем в Хелдоне работу, недостойную таких как вы, Истинный, вставил один из гномов.

Давно потерянные и забытые всеми технологии ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ за несколько месяцев. А производство на заводах ускоряется до сотни техник в неделю. Откуда-то появляются специалисты, которые за несколько дней восстанавливают то, что было забыто много столетий назад. И все это только верхушка айсберга. В попытке подчеркнуть абсурдность идей Адольфа (через этот самый роман, ога), Норман противоречит сам себе. В статье, которая идет после романа (послесловие) он высмеивает от лица критика произведение Гитлера, указывая на его слабые места, но это такое лицемерие.

— Клянусь честью, так мог бы сказать доминатор! — выкрикнул один парень. Аудитория вновь разразилась смехом. Но теперь этот смех едва ли можно было назвать добродушным.

Ты жы САМ все это придумал. Сам превратил фантастику в фарс, а из Третьего Рейха создал общества каких-то радикальных фанатиков, которые даже сами не понимают почему они ненавидят мутантов и истребляют их. В реальной истории все было куда прозаичнее и проще - нужны были ресурсы и рабы. Поэтому эти люди "хорошие", а вот эти славяне "нелюди и рабы, истребить и оставить парочку миллионов для поддержания хозяйства". Здесь же идет реальная попытка подменить понятия.

— В это трудно поверить, люди, но послушайте, что я вам скажу. Доминатор выбрал самое уязвимое место — таможню. Доминатор находится в здании КПП на том конце Ульмского моста. Все сотрудники таможни подпали под его ауру власти. А ведь именно они призваны стоять на страже расовой чистоты!

Феррик не плохой человек и социопат, который дорвался до власти, а настоящий герой, готовый умереть ради чистоты человечества, и идущий впереди всех со своими верными солдатами. Потому что мутанты здесь злодеи, и потому у людей нет выбора кроме как устроить тотальный геноцид. Если в реальном мире Рейх хотел получить территории и ресурсы СССР, то здесь легионы "спасителя" идут через радиоактивные степи, не понимая к чему им все это нужно. Ведь кроме смерти и облучения они ничего здесь не смогут найти.

— Да, странные леса, — согласился Богель. — И люди, доныне живущие здесь, — они тоже странные — охотники, кочующие с места на место, собиратели грибов и трав, разбойники. А если верить старинным преданиям, среди них встречаются и адепты Черного Искусства, что дошло еще с Доогненных времен.

Но фарс должен продолжаться, и поэтому Норман будет накручивать градус абсурда и дальше, возводя пафос местного фюрера до невообразимых высот.

— Так чего же мы ждем? — громко возгласил Феррик. — Наши руки при нас, а у некоторых, как я погляжу, есть и дубинки! Пойдем на мост и освободим наших камрадов-хелдонцев! Смерть доминатору!!!

Я даже не могу назвать этой плохой сатирой, потому что я её не чувствую. Что хотел в итоге рассказать и показать нам писатель? Что в мире есть плохие романы? Так мы это знали и без него. Что не все писатели могут написать добротную фантастику? И снова он не открыл нам глаза. Спасибо и на том, что он не пытается оправдать фашизм и идеи превосходства одной расы на другой. Наоборот, он в послесловии произведения от лица критика всячески подчеркивает болезненность идей Адольфа, который получил сомнительную репутацию.

— Моя цель — проще некуда, — сказал Феррик. — Смерть доминатора, засевшего на КПП, — вот моя цель. Пойми, приятель, если хочешь добиться фанатичной преданности толпы — дай ей кровавое крещение.

Но в таком случае у меня встречный вопрос - а как человек с ТАКИМИ идеями мог получить почетную награду в жанре фантастики, а? К сожалению, ответа на ЭТОТ вопрос нам никто не даст. Видимо настоящий писатель слишком сильно увлекся своим романом, чтобы ответить на подобные "глупые вопросы".

Второй раз за сегодняшний день входил Феррик Яггер в пределы Хелдона. Первый раз как никому не известный свежеиспеченный гражданин. И второй как триумфатор, как герой, на плечах восторженных последователей.

Книга не является пропагандой фашизма, но от этого она не становится менее мерзкой. В своей попытке выгулять белое пальто писатель слишком сильно заигрался с образами и моралью, которую он пытается преподнести читателям через "шоковую терапию", и в итоге обыгрывает сам себя. Кроме ощущения легкого раздражения от того, что меня пытаются выставить дураком я ничего толком и не ощутил. Возмущаться смысла я не вижу, так как это альтернативная история и просто фантазии человека.

Богель улыбнулся и пригубил вина.

— Сказать по правде, я понимаю твое недоверие, мой друг. — В голосе у него появились извинительные нотки. — Партия Возрождения Человечества и в самом деле невелика. В ее рядах едва ли наберется триста человек по всей стране.

Просто ... Мне не нужна подобная литература для того, чтобы осудить деяния Гитлера и его сомнительное наследство, которое и сейчас бродит по Земле.

— Ну что ж, Феррик Яггер, — произнес Богель, едва лишь метрдотель с заказом удалился, — давай поговорим по душам. Расскажи мне, кто ты, чем намерен заниматься и куда направляешься.

Два балла из пяти и опущенный вниз палец. Не претендую на истину, не пытаюсь быть моралистом или патриотом, который рвет тельняшку на груди и может повторить подвиг дедов. Просто не понимаю такую литературу. К тому же реализация (как уже несколько раз писал выше) тут откровенно убогая. Так что даже придуманный концепт Норман не смог нормально реализовать.