Больше рецензий

31 августа 2023 г. 17:38

612

5 Наименее понятная книга из русской классики

"Не будет преувеличением утверждать, что эта поэма ["Мёртвые души"] - наименее понятное и освоенное из всех великих классических творений русского искусства слова". В. В. Кожинов, 1968.

Думаю, любому ясно, что сюжет здесь - только способ показать образы героев. Внешний слой - не тема разговора, а повод его начать, вся мысль произведения внутри. Сложно увериться, что разгадал замысел автора. У литературоведа Виноградова читаю, что сам Гоголь писал, что аудитория не совсем поняла посыл книги. Что это только первый том, все ещё впереди. Теперь уже не впереди. Мы пытаемся понять замысел по первому тому, а их планировалось даже не два, а три. Я читала тот черновик 2 тома, который публикуют. Он немного поясняет дальнейшие развитие сюжета, но не замысел.

Поэтому вариантов много. И вот так, как Кожинов, отзываются литературоведы. В школе мне рассказывали идею, что Гоголь вдохновлялся "Божественной комедией", и помещики - суть круги ада. Тогда я поверила на слово. Потом читала, что это неправда, но вникать не стала. Сейчас, когда перечитывала книгу, поняла что с кругами ада очень сильно преувеличили. Круги России, если только. Ну уж не ада. Что такого особенного в героях? Обычные люди, не очень-то плохие. Плюшкин и Ноздрев ещё сколько-то смотрятся асоциально. Манилов, Собакевич и Коробочка - самые обыватели. Чичиков тоже.

"Герои мои вовсе не злодеи, -- добавлял Гоголь в одном из "Четырёх писем к разным лицам по поводу "Мертвых душ", -- прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель помирился бы с ними всеми". Ещё у Виноградова есть цитата Гоголя, как раз о том, что эти герои -- лишь карикатура на общество, причём не низшие его чины.

О том, что книга про метежную, неприкаянную русскую душу вполне доходчиво говорит и знаменитая финальная сцена про птицу-тройку. Какой русский не любит быстрой езды?

Русская литература может говорить о чем-то, кроме проблем своего народа? Не похоже. Веками бытовала эта тема, и сейчас так. Но особенность Гоголя - в вере.

"Всё можно извратить и всему дать дурной смысл, человек же на это способен, -- писал Гоголь. -- Но надобно смотреть на вещь в её основании и на то, чем она должна быть, а не судить о ней по карикатуре, которую из неё сделали". С точки зрения веры, герои - обычные грешники, исказившие свою душу. Помните, как Чичиков все ищет, за что хвалить героев? Как он Плюшкина называет не скупым, а экономным? В героях можно было бы увидеть много хорошего, не будь в них такой выразительной порчи.

Виноградов считает, что "главная, определяющая идея "Мертвых душ" заключается в убеждении писателя, что каждый человек, созданный по образу и подобию Божию, несёт на себе отпечаток этой божественности - более или менее зримый "первообраз", который он исказил в себе, отступая от Отеческого замысла о нем Творца. Мыслью о восстановлении искаженного подобия Божия в человеке и обусловливалось видение Гоголем путей духовного преображения России".

Я бы сказала, что восстановление искаженного первообраза - единственный способ преображения любого человека и любой страны. Но Гоголь писал о России.

Не знаю уж, как в книге углядели ад. На мой взгляд, описания здесь очень любовные. Впрочем, если верить статье Языкова во введении, то Гоголь писал про переход феодализма к капитализму. В том штука "Мертвых душ", в них каждый видит свое.

Я здесь вижу обычных, вполне актуальных современности людей, и вечный рефрен: что-то мы неправильно живём. Что делать-то будем? Что хотел сделать Гоголь со своими героями в продолжение истории я не знаю.