Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 августа 2023 г. 20:54

646

5 Самодовольство тролля, или Что значит быть самим собой?

картинка NataliStefani
«Пер Гюнт (погоняя свинью).
Лихая езда - привилегия знати.»

«Собой быть самим - в этом вся штука,
И все, что пастор сказал, не ложь,
А только нам, недостойным, наука.»

(Генрик Ибсен. «Пер Гюнт». 1866. Италия)
«Итак, оставаться самим собой
Во всем, даже в малости надо любой!
Пускай мы счастливыми так и не стали,
Зато соблюдали законы морали.»

(Генрик Ибсен. «Пер Гюнт». 1866. Италия)
«Губит девиз: "Упивайся собой!"»
(Генрик Ибсен. «Пер Гюнт». 1866. Италия)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Генрик Ибсен написал драматическую поэму в 5-ти действиях под названием «Пер Гюнт» в 1866 году, когда ему было 39 лет. Зрелый возраст должен способствовать зрелому пониманию жизни. Той жизни. Тех взглядов на жизнь. Своих собственных взглядов. Не зря же сразу «Пер Гюнт» критиками был встречен в штыки. Некоторые пьесу считали бессмысленной. Осмысление, говорят, пришло позже.

История Пера Гюнта и Сольвейг протяжённостью в 60 лет для людей XIX века – вечность. Для наших современников – тоже значительный кусок жизни.

Интересно, какие мысли и чувства она способна пробудить в нас – современниках XXI века? Возможно ли нам, таким разным, одинаково воспринимать поэзию и драматургию Ибсена? – Нет, конечно. Мы смотрим разными глазами. И будем видеть то, что способны увидеть. Может быть даже и то, чего автор произведения сам не видел, или видеть не хотел. Такое случается. Сплошь и рядом.

А посему, всё, что я пишу – мои личные ощущения, рвущиеся наружу, но ни в коем случае не претендующие ни на что.

***
Пер Гюнт в первом действии предстаёт крепким 20-летним парнем. Наглец, хам и врун, каких поискать. Груб, дерзок с матерью – Осе, которая называет его пустельгой. Хотя пустельга – маленький сокол.

«Ну и мастер же ты врать!
Этаких на свете мало!»

Пустомеля. Что-то среднее между нашим сказочным Емелей («На печи лежать любитель») и бароном Мюнхгаузеном с его оленем, или Гудбрандом – фольклорным персонажем. Одним словом – шалопай! И, вообще, Ибсен для создания своего произведения воспользовался норвежским эпосом и сказочными персонажами.

… Вдове Осе можно только посочувствовать. Она плачет и сокрушается от того, что у неё такой сын:

«Видит бог, в земле сырой
Стыть бы лучше мне до срока.»

Она даже называет сына кем бы вы думали? – Свиньёй! Бездельником. Хвастуном. А он мать – мегерой. Шутя засадил маму на крышу мельницы. Ну и ну …

Кстати, слова матушки Пера Гюнта были услышаны Богом. А сколько нынешних матерей не дожили до срока из-за своих непутёвых сыновей (дочерей)?.. Но Осе любит безмерно своего сыночка.

Зато все местные (деревенские) не любят Пера. Мягко говоря.

Народ – глуп, груб, хамоват. Таким нам его рисует автор. Свадьба – попойка и пляски. Примитивно. Видимо, автор хотел подчеркнуть, представителем какого этноса является Пер Гюнт.

Пер украл невесту со свадьбы. Конченый. Ингрид, невеста, опозорена на веки.

Итак, ко второму действию становится ясно, что Пер Гюнт – антигерой: тщеславный фанфарон, аморальный тип, мечтающий о величии и богатстве.

«Пер Гюнт (запальчиво)
Мама, ждет меня корона!
Осе
Вот взрастила фанфарона!
Чисто своротил с ума!»

И этого пустоголового бездельника, охальника читатель (зритель) должен полюбить?

Но у Господа Бога все – Его дети, и всех Он любит … А мы, как и автор «Пера Гюнта», можем ему посочувствовать.

***
Пер Гюнт – грешник. Изгнанный из родной деревни, он пускается в странствия. И сразу же натыкается на дочь Доврского старца – короля троллей. Порезвившись на славу с Женщиной в зелёном (троллихой) он должен на ней, забеременевшей, жениться и получить пол королевства в приданое. Но для этого обязан утратить свою человеческую сущность.

На многое согласен Пер ради удовлетворения своих амбиций (деньги, власть), но не на утрату свободы: расстаться с внешним миром он не может. А главное, хочет быть самим собой. Так что этот малый лукавил, примеряя себе чёртов хвост и поедая коровьи лепёшки …

От злобных троллей и странной, невидимой сущности – Кривого он спасается бегством и молитвами матери – Осе.

«Кривой (обращаясь в ничто и едва дыша, шепчет)
Хранят его женщины; сладить с ним - трудное дело.»

Вот так. Что же в Пере Гюнте такого, что вызывает сильнейшие эмоции у женщин?

Этот вопрос интересен и нам, нынешним. Увлечение «плохими» парнями неистребимо. Женщины слепы, когда в дерзости, наглости, смелости, непокорности и цинизме подсознательно видят в хулигане (негодяе) сильного защитника себя и своего потомства. На самом деле у парней это проявление себялюбия, махрового эгоизма, и … слабости. Защитная реакция.

… Мимолётная встреча с Сольвейг и её маленькой сестрой Хельгой только распаляет воображение Пера Гюнта. Его поражает внутренний свет юной девушки, не расстающейся с молитвенником. Богобоязненность, кротость, покорность, стыдливость, скромность – вот те качества, которые Пер не находит в других девушках: они все доступны, по его мнению. Сольвейг – единственная, не похожая на других. Впрочем, и на него – тоже.

К концу второго действия больше мы ничего о Сольвейг не узнаем. Пер Гюнт – тоже. Только незримое сияние благочестия и нежный облик девушки производят ощущение нереальности. Что-то здесь не так …

***
А теперь не закидай меня тапками, читающий дальше. Ибо выскажу я мысль крамольную, потому что то, что произошло в начале третьего действия, ввергло меня в шок.

Сольвейг, вопреки благочестию, отрекается от своей семьи. Это – великий грех. И позор!!! Старшая дочь – надежда и опора родителей покидает семью ради связи с сомнительным изгоем – Пером Гюнтом, выживающим в одиночку в лесу, добывая себе пропитание охотой.

«Никого не назвать
На целой земле мне "отец" или "мать".
От всех отреклась я.»

И примечательно, что делает она это не ради сострадания к несчастному изгою, как я сначала подумала, а ради себя, проявляя невиданный эгоизм и пренебрежение ко всему святому. А как же молитвенник, не выпускаемый из рук? Какое лицемерие …

«Один утешенье ты мне и опора.»

А как же «Не сотвори себе кумира»? А как же недавняя конфирмация? Это пшик, ничего не значащее таинство?.. Ужас. Ох, и потешила Сольвейг дьявола. Расплата неминуема …

Единственное утешение и опора для души верующего – Господь и никто более. Сольвейг своим поступком отринула Бога.

Юная девушка (конфирмация, скорее всего, была у неё лет в 15-16) вообразила себе любовь, ничего не зная и не понимая в любви земной, с опущенными долу глазами. Она и парня-то толком не имела возможности разглядеть. О какой любви может идти речь? Ради чего такая, смерти подобная, жертва? Принести отца, мать, любимую сестрёнку на заклание, навлечь позор на свой род ради чего?

«Уйти от родных - что сродниться с могилой.»

Что стоит за этой метафорой? – Сольвейг уже похоронила себя заживо. Кому нужно такое самоотречение? Кому нужна душа, отрёкшаяся от Бога?

А что же наш антигерой? – Он готов не прикасаться к Сольвейг, чтобы не осквернить её «солнечный путь». И это отнюдь не благородный поступок. Сольвейг для Пера – идеал непорочности, внутреннего света. Одним словом – икона. Символ. Божественный. Последняя надежда и оплот. А девок беспутных и доступных для плотских утех – полным-полно! Сольвейг же – препятствие на пути его самоутверждения.

«С охотником ты остаешься сегодня,
Теперь снизойдет ко мне благость господня.»

Сольвейг – живая икона, выдуманная грешником – Пером Гюнтом. Своего рода счастливый талисман удачи. Он полагает, что ему благоволит Сам Господь Бог! Какое самомнение! В его-то безбожных поступках! И какой печальный удел для девушки, почти девочки. Не расплата ли это за её греховность? По меркам того времени Сольвейг – грешница, позор родителей.

… А как же Женщина в зелёном, троллиха, на которой Пер едва не женился? О, это интересный поворот. Совсем не детская сказка. И сюжет её чем-то напоминает сказку современную: «Взгляд из вечности» Александры Марининой. Надо же как бывает: классика и современность. Классика – неисчерпаемый кладезь для современных писателей. Тем и ценна.

***
Пер Гюнт – по духу бродяга, аферист и закоренелый холостяк. В этом он видит свой путь, счастье и смысл жизни: быть собой, то есть таким, каким мы уже увидели его вначале. Для обычного человека быть собой, как известно, непозволительная роскошь. Тогда и сейчас.

Вот он и живёт, что называется, на полную катушку, бросив в глухом лесу одну-одинёшеньку свою музу, свою икону, свой свет, своё последнее пристанище – свою Сольвейг. В его жизни для неё нет места: она слишком идеальна. К ней прикасаться нельзя, как к Солнцу: сиянием любоваться можно только издали.

Но Сольвейг – живая девушка. Почти ребёнок. Как можно предать ребёнка, который ничего ещё не смыслит в жизни? Оставить в лесу.

Разве Перу Гюнту нужна была жертва, принесённая к его ногам Сольвейг? Для него стало полной неожиданностью, что девушка сама пришла к парню. Ему совсем не нужно было этого. Слишком великая жертва. К тому же это вообще беспрецедентный поступок по тем временам: девушкам приходить к парням – предосудительно. Но и на Солнце бывают пятна …

Тщеславие Гюнта было удовлетворено. Но выдержать такой жертвенности он не смог: не достоин. Потому и сбежал. Струсил.

Кроме того, ему нужна была МЕЧТА. Он же фантазёр по натуре. Таким его воспитала Осе. Он должен был строить планы, как покорить сердце Сольвейг. В каждом мужчине живёт охотник. Или искать по белу свету такую, как она. Искать и не находить. Его лишили и мечты, и азарта. Что же ещё ему оставалось делать? – Бежать.

А ещё думаю, что невозможно жить вместе с Солнцем в хижине в лесу. Сольвейг – это значит «солнечный путь». И ей нужна не хижина, а терем. Так думает сначала мужчина Пер: должен обеспечить. Но это же так приземлённо. Для сына потомственного алкоголика, отец которого пустил всё своё богатство по ветру, оставив семью в нищете. Яблоко от яблони …

Запереть свои фантазии в клетку? Это не для него: он же хочет быть самим собой. И это, как он думает, должно привести его к власти: он станет царём, ибо самонадеянно уверовал, что достоин короны.

У грешника Пера свой путь – путь грешника, рвущегося к вершинам власти: путь самоутверждения. И он должен его пройти. Даже, если путь этот – гибельный. А для этого нужно уйти. Как же иначе он «возвысится»?

Останься Пер с Сольвейг в лесу, она скорее всего превратилась бы в гири на кандалах его ног, и жизнь его была бы кончена. В 23 года конец всему?..

***
Вот ему уже пятьдесят. Волосы засеребрились сединой. Где он только не был. Был богат. Занимался работорговлей и другими неблаговидными делами. Стремился к богатству. Мечтал стать царём.

Воспитанный на сказках, которые рассказывала ему мать, он не стремился к образованию, хотя прочёл с десяток книг и высокомерно считал, что образован. Однако Пер не был глуп. Например, он понимал бесцельность жизни порознь с дорогой ему женщиной.

«Камню, чем он драгоценней,
Тем скорей нужна оправа.
Розно жить, по мне, бесцельно,
И тебе та жизнь - отрава.»

Но эти слова адресованы вовсе не Сольвейг, а другой – прелестнице Анитре – красавице-танцовщице. О том, что он загубил, отравил жизнь Сольвейг, введя её во грех, сам того не желая, он не думал …

Пер Гюнт восхищался Сольвейг. Но о любви и речи быть не может. Он оставил её на произвол судьбы, ничего не обещав: обрёк на бесцельную жизнь. А может даже и смерть.

***
Наконец, в своих странствиях Перу удаётся понять, что значит быть самим собой. Гибельный путь для души. И кто же способствовал этому прозрению? – Сумасшедшие! Ему предлагают стать царём сумасшедших в Каире. От такого царствования впору бежать.

«Здесь каждый свое только слышит слово,
Уйдя целиком в себя самого,
Свои только беды печалят его,
От мира отрекся он остального.»

Гротеск и фантасмагория, используемые Ибсеном в доме сумасшедших, усиливают ощущение гибельности пути, избранного по наитию Пером Гюнтом. Это самодовольные тролли упиваются своей участью: «Будь самим собой довольным», а Пер исповедовал сначала иное: «Будь самим собой» (делай всё, что хочешь: тешь своё самолюбие и плоть), не подозревая, что это путь изгоя, отринутого обществом, и место такому лишь в сумасшедшем доме: «Глядите, в каком он владычит болоте!» Царь: «Ура повелителю собственной плоти!»

Просто замечательно!

***
Пятое действие. Старый Пер Гюнт. Завершение истории, в которой много ещё чего осталось.

Главный вопрос: что значит быть самим собой? Он всё крутится и крутится в голове у старика. И как же ему хочется быть благородным.

Встреча в глухом лесу с разорившимся Доврским старцем – бывшем королём троллей вносит ясность, по какому принципу жил все прожитые годы Пер Гюнт: «Будь самим собой довольным».

«Ты жил, хоть и втайне, как прочие тролли,
Успехи твои оттого и взялись,
Что помогал нам старый девиз.»

Вот так. Пер Гюнт прожил жизнь, как мерзкий, злобный и эгоистичный тролль, упиваясь самим собой. Пожалуй, самое интересное место в пьесе – беседа Доврского старца с Пером Гюнтом. Становится ясно, что путь самоутверждения – путь Пера Гюнта – разрушительный путь.

Если бы не любовь (пусть даже надуманная) и молитва Сольвейг о спасении души в конце пути земного, то у Пера, грешника, никому не принёсшего радости, не было бы ни единого шанса не попасть в ковш Пуговичника на переплавку. А так шанс есть, пусть и в жизни иной: на том свете. Чёрное и белое. Вот такая надежда на загробную жизнь, раз уж земную прожить достойно не смог ...
картинка NataliStefani

P.S.
Пьеса "Написана в Италии весной - летом 1866 г. и вышла в свет 14 ноября того же года." (ПРИМЕЧАНИЯ ПЕР ГЮНТ (PEER GYNT)

Комментарии


Интересны, на мой взгляд, рассуждения о "Пере Гюнте" Ибсена Виталия Ярового в ЗАВТРА.ру : "Всеевропеец Гюнт и Россия-Сольвейг" (удивительные смыслы поэмы Ибсена) от 28 мая 2023 года.

https://zavtra.ru/blogs/vseevropeetc_gyunt_i_rossiya-sol_vejg
Интересно.)


Спасибо за рецензию, Наталья! С удовольствием её прочитала. ) Очень люблю эту пьесу Ибсена. Даже перечитать захотелось (можно и в другом переводе). Я читала, кажется, в переводе Карпа, хотя в постановках, например, используется перевод Ганзен. Однако если говорить о девизе троллей, то мне всё же кажется более подходящим его перевод – "Упивайся собой!" (Карп), чем "Будь доволен собой!" (Ганзен), так как в первом варианте степень этого самодовольства выше.

Пер Гюнт – антигерой: тщеславный фанфарон, аморальный тип, мечтающий о величии и богатстве.

Да, самодовольство и, как минимум, нарциссическая акцентуация характера в нём явно прослеживаются.

А главное, хочет быть самим собой.

Мне кажется, что в словах "Будь самим собой" и "Упивайся самим собой" речь идёт о противоположных аспектах собственного Я. В первом случае ("Будь самим собой") – это истинное, реальное Я. И путь к себе настоящему надо искать, познавая себя, чтобы стать тем, кем каждый человек является потенциально. Это созидательный процесс. Во втором же варианте ("Упивайся самим собой") – это ложное, идеальное Я, идеализированный образ себя. Прославляя себя и раздувая своё эго, человек занимается не самореализацией, а самоидеализацией. И это процесс разрушительный.

Пер исповедовал сначала иное: «Будь самим собой» (делай всё, что хочешь: тешь своё самолюбие и плоть)

По-моему, он заблуждался и неверно понимал значение девиза "Будь самим собой". Пер Гюнт явно находился в поисках своего Я. Но проблема героя, на мой взгляд, в том, что он эти противоположные аспекты собственного Я перепутал. Можно ещё сказать, что он своё раздутое эго принял за чистую душу, своё ложное Я – за Я истинное. Как образно пишет Ибсен, Пер Гюнт за подлинное изображение принял негативную плёнку, где «свет вместо тени и тень вместо света». Более того, подменив реальные ценности их невротическими эквивалентами, Пер Гюнт оказался виновным (прежде всего, перед самим собой) в непрожитой жизни, в нереализованном потенциале, в несвершении. Он совершил непростительный грех – грех непродуктивности, так как вся его кипучая деятельность оказалась пустой и бесплодной. Именно поэтому он и подлежал переплавке: «Пер Гюнт, не свершивший предписанный труд, Ошибка. Пускай его перельют!». Однако Сольвейг, в конце называющая себя матерью Пера Гюнта, подарила ему шанс на спасение. Воспользуется ли он им? Вопрос риторический.

А так шанс есть, пусть и в жизни иной: на том свете.

Можно, конечно, по-разному понять открытый финал пьесы. Лично мне показалось, что шанс у Пера Гюнта ещё в этой жизни остался. Он ведь, благодаря Сольвейг, получил отсрочку от переплавки, о чём его и предупреждает пуговичный мастер: «Ещё впереди перекрёсток, дружок. Мы встретимся там, а покуда – молчок».


Спасибо, Людмила! Шикарное дополнение. При чтении я интуитивно чувствовала неточности перевода: мне чего-то не хватало. Думаю, переводчик где-то запутался сам, запутал Пера Гюнта и меня запутал. Конечно "Упивайся самим собой" звучит выразительнее и более однозначно по смыслу.
Я обращаю внимание на переводчика, на этот раз в доставшейся мне электронной книге перевод П. Карпа. У него девиз троллей: «Будь самим собой довольным», а Пер придерживался девиза: «Будь самим собой». Тонкая грань разделяет смыслы этих двух жизненных принципов. У Гюнта не было наставника, который бы помог объяснить ему, как надо жить. Он даже Святое Писание толкует по-своему, иногда цинично. Своё самовыражение он ищет во власти, которая невозможна без денег. Все помыслы направлены на обогащение.
Самовыражение и самореализация, по-моему, это не одно и то же. Перу до самореализации - далеко, ибо он не накопил ещё свой потенциал (творческий, либо иной). Да и выражать-то из себя ему особо нечего. Кто он? Фантазёр, фанфарон ... Он принимает то, что видят в нём случайные люди: примеряет разные личины. Работорговца? - Судьба такая. Пророка? - Хорошо, буду пророком. Царь? А тут, как говорится, не дай Бог! У него нет потенциала, а значит и раскрывать нечего. Что он накопил за годы странствий? - Злобу на более успешных людей, зависть к их простому счастью: дом, семья... Как жестоко он обошелся с поваром у самых родных берегов: дал ему утонуть: ещё один грех взял на душу.

... мне показалось, что шанс у Пера Гюнта ещё в этой жизни остался.

Думаешь? Ну, может быть. Сольвейг, называя себя матерью, поёт ему колыбельную. Готовит его ко сну вечному. Разве не символично? Смерть - это сон. После пробуждения от такого сна просыпаются в жизни вечной.
Сольвейг
Мать я ему. А отцом зовется
Тот, кто молитве моей отзовется.

Отец - Всевышний. К нему взывает Сольвейг. Последнее пристанище грешника - у Бога.
Последний перекрёсток - тоже символ. Это Покаяние. Пер Гюнт ещё не покаялся ни разу. Не к покаянию ли призывает Пуговичник Пера прежде, чем отправится с ни в последний путь? Ведь кроме покаяния ему принести больше нечего.

Пер Гюнт (вскрикивая, внезапно озаренный)
Мать и жена, ты святое творенье!
Дай мне укрыться! Даруй мне спасенье!

Почему Сольвейг дождалась Пера? Думаю, чтобы спасти его грешную душу.
Шансов на продолжение жизни земной больше нет: Пуговичнику предъявить, повторюсь, нечего. Но, благодаря заступничеству Сольвейг, Пер, возможно, избежит переплавки.
Ну, может быть, я не права. Мне так видится.


девиз троллей: «Будь самим собой довольным», а Пер придерживался девиза: «Будь самим собой». Тонкая грань разделяет смыслы этих двух жизненных принципов.

Да, эта грань так тонка, что Пер Гюнт наивно полагал, будто бы живёт по принципу "Будь самим собой". Но на самом-то деле он жил в соответствии с девизом троллей - "Упивайся самим собой" (или "Будь самим собой довольным"), что ему в финале объясняли и Пуговичный мастер, и Доврский старец. Заблудился Пер в потёмках собственной личности, перепутав противоположные аспекты своего Я – Я истинное, реальное и Я ложное, идеальное. Это как, например, перепутать душу с эго, любовь к себе с самолюбием, уверенность в себе с самоуверенностью. Ведь порой какие-то понятия хоть и выглядят похожими, но по сути совсем не являются тождественными, так как в них речь идёт о разных гранях собственного Я, которые есть у каждого. Заблудившись в себе, герой вместо развития души раздувал эго, то есть вместо самопознания и самореализации (актуализации реального (истинного, возможного) Я) занимался самоидеализацией (актуализацией идеального (ложного, недостижимого) Я), претворяя в жизнь искажённые, как в кривом зеркале, представления троллей.


Заблудившись в себе, герой вместо развития души раздувал эго, то есть вместо самопознания и самореализации (актуализации реального (истинного, возможного) Я) занимался самоидеализацией (актуализацией идеального (ложного, недостижимого) Я), претворяя в жизнь искажённые, как в кривом зеркале, представления троллей.

Здорово! Классно! Полностью согласна. Я также понимаю. И мне жаль Пер Гюнта. Я ему сочувствую. Как и автор. Но лучше всех его чувствовала, конечно, Сольвейг.
Ей так мало места отводится в поэме. Мы сами должны додумать про неё. Непогрешимых в природе не бывает. Часто и грешники (грешницы) становятся праведниками. Сольвейг один раз оступилась, но искупила свою вину отшельнической жизнью в лесу. Она не только получила прощение своего греха, но и - святость. В чём смысл? Чтобы спасти одну грешную душу? Хотя бы одну! Для этого нужно было отречься и от себя, и от всего мирского. Мне очень трудно понять и принять такую жертву. Неужели Ибсен в этом видел различие менталитета норвежского от всех остальных? Для русской христианской морали такая жертвенность не характерна. На сколько я понимаю. И где-то читала об этом ...


И мне жаль Пер Гюнта. Я ему сочувствую. Как и автор.

Да, ему нельзя не посочувствовать. Ведь Пер Гюнт – человек в поиске себя, который заблудился. Этот ищущий ибсеновский герой попал в своеобразную "ловушку просветления" и оказался в яме, думая, что он на вершине горы. К нему, на мой взгляд, можно отнести замечательные слова Кафки: «Некто удивлялся тому, как легко ему идти путём вечности; а он стремглав нёсся по этому пути вниз». Но вот Сольвейг как раз удалось жить на уровне души и быть собой, к чему так стремился Пер. А её слова о том, что её жизнь стала песней после встречи с Пером, наводят на мысль, что эта необычная женщина, несмотря ни на что, сумела быть счастливой все эти годы.

Мне очень трудно понять и принять такую жертву. Неужели Ибсен в этом видел различие менталитета норвежского от всех остальных?

Вероятно, Ибсен считал свою пьесу исключительно норвежским произведением, понятным лишь норвежцам, из-за широкого использования в ней норвежского фольклора. Но мне кажется, что вряд ли это его мнение имеет отношение к Сольвейг. Кстати, у меня почему-то вообще не очень получается воспринимать её, как реальную женщину. Для меня Сольвейг – некий символ, путеводная звезда, а не живой человек. Возможно, автор создал этот завораживающий образ лишь для того, чтобы показать силу истинной, безусловной любви и дать герою шанс на спасение от переплавки. Ведь главный персонаж – всё-таки Пер Гюнт.


Кстати, у меня почему-то вообще не очень получается воспринимать её, как реальную женщину.

Тогда и Пер Гюнт должен восприниматься также. Они оба являются персонажами вымышленными, тем более, что за их основу Ибсен взял сказочных персонажей. Уж если у Гоголя "Мёртвые души" - поэма, то "Пер Гюнт" - тем более.
А Сольвейг - свет, святая ... Она только вначале предстаёт реальной девушкой 15 лет. Путь её испытаний - это и есть Солнечный путь - Сольвейг.

Мне вот ещё что интересно. История протянулась на 60 лет. В начале истории Сольвейг лет 15-16, Перу - 20. Когда они встретились после скитаний Гюнта, ей должно быть 75, а ему - 80. XIX век. Нереальные долгожители. Пер ещё выглядит крепким стариком. Что значит это долголетие?


История протянулась на 60 лет.

Разве на 60? Я, конечно, достаточно давно читала пьесу, но хорошо, когда есть своя рецензия, помогающая освежить память. Хотя срок этой истории у меня там указан только на картинке, а в самом тексте я не писала об этом. Поэтому мне казалось, что на 40 лет. И тогда Сольвейг в финале 55, а Перу – 60. Но утверждать не буду, возможна и ошибка.


Автор пишет:

Действие длится от начала XIX века до шестидесятых годов и происходит частью в Гудбрандской долине и близлежащих горах, частью на Марокканском побережье,
частью в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, на море и т. п.

Вот я и подумала, что 60 лет, если не больше ...)