Больше рецензий

29 августа 2023 г. 10:22

328

5 В преддверии 1-го сентября. Ученик vs Учитель.

Пару недель назад прочитала небольшой рассказ Борхеса “Роза Парацельса”. Это заняло минут 10, не больше. Закрыла книгу и побежала дальше. Смотрю, а рассказ-то рядом бежит.
Остановилась. Еще раз прочитала.

Парацельсу нужен ученик. Он дряхлый и усталый, ему помощь не помешала бы. Да и знания свои было бы неплохо передать тому, кто посмышленнее. И, желательно, заранее, до того, как придется Парацельсу отправиться в новый путь вне своего телесного существования. Потом уже, заинтересовавшись судьбой алхимика, узнала, что умер Парацельс в возрасте 48 лет. По нынешним меркам дряхлость сильно преувеличена. Но а) оставим Борхесу право на художественный вымысел б) в средние века тот, кто умудрился и до 30 доковылять, уже считался счастливчиком преклонных лет.

Так вот. Колбы в лаборатории пылятся. Перегонный аппарат безмолвствует. Парацельс молит Бога об ученике. Точнее так:

Парацельс молил своего Бога, Бога вообще, Бога все равно какого, чтобы тот послал ему ученика.

И тут стук в дверь. Совпадение? Ни в коем случае.
На пороге незнакомец. Посидели, помолчали, посмотрели друг на друга. Так и разговор завязался:

Мое имя не имеет значения, – ответил вошедший. "Три дня и три ночи я был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником”.

Думаю, сердце ученого забилось быстрее. Ученик! Молодой человек принес с собой золотые монеты, все что у него были, в знак серьезности своих намерений. И розу. Золотом Парацельса не удивить. А вот роза его взволновала.
Дальше следует парочка интересных диалогов между Парацельсом и юношей. Советую прочитать. В моем пересказе они теряют всю свою художественную ценность. Но, если кратко, смысл такой: Парацельс подозревает, что юношу интересует философский камень, который, как известно, умеет любые металлы обращать в золото. “Нет, нет! Что вы такое говорите, уважаемый Парацельс?!” – клянется юноша. Он хочет, чтобы Парацельс обучил его Науке. Но Науку он воспринимает как путь, который приведет его к камню (философскому, разумеется).

Парацельс непрозрачно намекает, что:

Путь – это и есть Камень. Место, откуда идешь, это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.

И вот тут важный момент: Парацельс, как мне кажется, уже дал первый, возможно, самый главный, урок юноше. Начиная движение, мы уже получили результат. Начало, середина и конец – это все одна сущность. Но наше сознание ставит препятствия этому пониманию, пытаясь расчленить составляющие процесса на желаемый результат и все остальное, что мешает этот результат получить сразу.

Юноша не понимает. Цель есть. Путь к ней Парацельсу известен. Так почему бы им вместе не пройти по этой Дороге под чутким руководством учителя? Он готов и хочет. Но только при одном условии – пусть учитель докажет свое мастерство. А то как-то боязно, в такую даль шел, все лапти железные стоптал – нужны гарантии. Шарлатанов нынче развелось, а жизнь одна, не тому ее посвятишь и что потом?

Вот юноша и предлагает:

Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу и затем возродить ее из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда. Вот о чем я тебя прошу, и я отдам тебе мою жизнь без остатка.

На это Парацельс возражает: “доверчивость – это, конечно, хорошо. Но полумеры – не наш метод. Вера. Только она интересует ученого.

Дальше происходит пикировка Парацельса и юноши. Молодость стоит на своем – с места не сдвинусь без гарантий. Зрелость терпеливо повторяет все ту же мысль: “Все едино: начало - середина - конец. Розу невозможно вернуть в состояние небытия. Ее невозможно уничтожить. Смерти нет. Мы все в Раю, но наше сознание не дает нам это понять.
“Ага, понятно, что ничего не понятно – говорит юноша, – но как на счет розу возродить из пепла?”
Ему бы остановиться и подумать. Философский камень уже у него в руках, но он в упор его не видит.
Парацельс тоже не сдается, пытается дать юноше еще шанс. Ученик ему все-таки нужен.

Я повторяю, что роза бессмертна и что только облик ее меняется. Одного моего слова хватило бы чтобы ты ее вновь увидел.

Тут уже юноша совсем сбит с толку. Колбы покрыты пылью, ими давно никто не пользовался. А старик уже совсем что-то несусветное несет. Хм. Ватсон, что нам это говорит?

Парацельс еще не сдался, но уже смотрит на юношу с нескрываемым сожалением.

Чем же ты пользуешься сейчас? – с напускным смирением спросил вошедший.
Тем же, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и невидимый Рай, в котором мы обитаем и который сокрыт от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, познать которое помогает нам Каббала.

Юноша охвачен волнением, но к этим словам Парацельса относится равнодушно. Ему важно одно – увидеть чудо. Тогда он поверит. Накал эмоций в следующем диалоге приводит к тому, что юноша бросает розу в огонь и молит ученого явить чудо. Хоть как, с помощью колб или слов, это не так уж и важно. Пусть пепел снова станет розой.
Только опять мимо ушей юноша пропустил слова Парацельса: “Чудо не принесет тебе искомой веры”.

Вера против доказательств. В огне лежит пепел розы. Юноша верит своим глазам. Доказательство ее гибели неоспоримое. Парацельс видит в огне все ту же розу. А в юноше он уже не видит своего ученика. Все его попытки вызволить сознание юноши из небытия провалились. Пора прощаться. Парацельс смиренно признает пепел пеплом.
В глазах юноши из могущественного ученого в один миг Парацельс превращается в пепел, то есть в шарлатана. Доказательство номер два. Не явил чудо – пойду искать учителя посерьезнее.
Дальше юноша осознает, что, как ни крути, а ерунда какая-то получилась. Он раскрыл немощь великого Парацельса. Сорвал маску, а там пустота. И стало ему стыдно за это. А ученого жаль. И чтобы еще больше не унизить Парацельса своим состраданием к нему, он раскланивается и уходит.
Кстати, тут еще один важный момент сокрыт. Весь рассказ мы не знаем как зовут юношу. В самом начале он говорит: “Мое имя не имеет значения”. В конце же имя прозвучит во внутреннем диалоге юноши: “Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?”
Забавно, да? Тот, кто, якобы, разоблачил Парацельса, заслуживает имя. Этакий Герострат, который сжег храм Артемиды, чтобы имя его потомки запомнили.
Аплодирую Борхесу.

Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.

Конец.

Конец рассказа. А меня все он не отпускает. Удивительным образом, что всегда поражает в гениальном произведении, “Роза Парацельса” актуальна как никогда.
Недавно дочка пожаловалась (ей 7 лет) – у нее есть подруга. Все с ней хорошо. Но любит она критиковать всех вокруг, а особенно Варю (дочку). Важно подруге всегда отметить, что все она умеет делать лучше всех. А Варя точно знает, что есть какие-то вещи, которые ей лучше удаются, чем подруге. Вот как ей это доказать? И смотрит на меня. Как-будто у меня есть все ответы. Детям как объяснить, что на многие детские вопросы взрослые ищут ответ всю жизнь и редко находят?
Пересказала ей “Розу Парацельса” в попытке объяснить, что иногда доказательств не нужно. Главное, внутренняя уверенность в собственной силе. А что вокруг говорят – не так уж и важно.
Думаю, не сложно догадаться, что для Вари самым важным вопросом сразу стало: Ну, почему? Почему Парацельс не показал свое умение юноше? Все бы выиграли. Он же так хотел ученика.
Хотел. Да. И для Парацельса – это было такое же испытание. Преодолеть свою гордыню. Прослыть шарлатаном – не так уж и страшно. Страшнее ввязаться в игру, где каждый твой шаг требует одобрения толпы. И ты не успел опомниться, как “мечешь бисер перед свиньями”. И твое сакральное знание превращается в пепел. Только Слова у тебя уже нет, чтобы вернуть розу. Ты уже подсел на иглу “успешного успеха” и сам нет, нет, да и хрюкнешь.

Такие вот 10 минут чтения получились объемные :)