Больше рецензий

Uchilka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 августа 2023 г. 18:04

741

4.5 У камелька Эглетьеров

Французский писатель Анри Труайя предлагает нам повнимательнее присмотреться к семье Эглетьер. Вот супружеская чета: Филипп, мужчина средних лет привлекательной наружности и холёная красавица Кароль, тридцати лет с хвостиком. С ними живут трое детей Филиппа от первого брака: старший сын и наследник семейного дела Жан-Марк, религиозная дочка Франсуаза, изучающая русский язык и младший сын Даниэль, заканчивающий 10 класс лицея. Где-то в Париже живёт мать этих детей, она второй раз вышла замуж. Оставив некогда своих первенцев Филиппу, она с удовольствием рожает новому мужу новых детей. А вдали от Парижа, но готовая приехать по первому требованию, живёт сестра Филиппа - Мадлен, старая дева, которая несколько лет воспитывала детей брата, до тех пор, как он не женился на Кароль. Типичная французская семья. И все вроде бы счастливы. Кажется, что ничего необычного с ними не может произойти. Наверное, в широком смысле слова ничего такого и не происходит. Просто не так всё радужно, как может показаться сначала. Под толстым слоем благополучия скрываются самые непривлекательные мотивы и поступки. Младшее поколение героев взрослеет, открывая для себя все несовершенства мира в своей собственной семье и в самих себе.

Есть ли виноватые в том, что случилось с семьёй Эглетьер на страницах этого романа? Конечно есть. Очевидно, что изначально всё идёт от отца. Может быть поэтому он для меня пока самая непривлекательная фигура в романе. Но не по тому, как он относится к женщинам. В его философии, по крайней мере в первой её части, я даже согласна с ним:

Любящая женщина способна удовлетвориться одним мужчиной, в котором для неё воплощаются все мужчины на свете, но любящий мужчина должен переходить от одной женщины к другой, если хочет до конца насладиться женской прелестью.

Женщина может, мне кажется. Лишь бы радом с ней был тот самый мужчина, что не пренебрегает ею. А наслаждения мужчины... Это в принципе тоже можно понять, далеко не все моногамны. Но вот тот дикий эгоизм и совершеннейшее нежелание видеть свои грехи - это прям удивляет до крайности. У Филиппа насчёт отношений мужчины и женщины выстроена целая доктрина! И он без стыда делится ею со своим старшим сыном. При этом Филипп не просто оправдывает порхания от женщины к женщине, он искренне уверен, что своей неверностью он оказывает жене огромную услугу, он её "обогащает"!

Всякий раз, возвращаясь к ней, я как бы обогащаю её светом, источник которого ей неведом.

Хорош Божок. Но даже это личное дело Филиппа и Кароль. А вот пренебрежение детьми ему простить сложнее. Этот эгоист прекрасно устроился. Да, он забрал детей у первой жены. Но что он для них сделал? Вызвал сестру, чтобы та их воспитывала. Затем женился второй раз и предоставил своей второй супруге заниматься детьми дальше, не желая слышать о возникающих проблемах и предоставляя ей улаживать всё самой. Сам же он не имел никакого намерения участвовать в их жизни. Оплатить счета - пожалуйста, а поговорить по душам или, упаси боже, приласкать - это не к нему. Все его воспитательные меры свелись к тому, что он выделяет карманные деньги и проповедует старшему сыну свои взгляды на женщин. Неудивительно, что Жан-Марк тоже стал думать, что

Все разговоры между мужчиной и женщиной - бесполезная трата времени, если не ведут к физической близости.

А что же женщины? Именно Кароль, мачеха Жана-Марка, довершила его падение в бездну. Устав от невнимания мужа, она вполне ожидаемо переключилась на молодого человека и легко добилась своего. Мучаясь от своего поступка и не в силах противиться желанию Жан-Марк тем не менее находит себе оправдание. Опять же, вполне ожидаемо, он прикрывается философией своего собственного отца, в котором полностью разочаровался.

Итак, можно всё время быть рядом с человеком и даже не подозревать, что от тебя скрыта, подобно основанию айсберга, самая важная часть его существа. Тысячи выработанных обществом условностей лишь прикрывают грубость, корысть, похоть, которые движут людьми. Только дурак может верить улыбке, обещанию, рукопожатию...

Пока Жан-Марк страдает, его сестра Франсуаза, наивная и безыскусная девица, находит жениха себе под стать - некий пресный студент Патрик. Они дни напролёт готовят уроки и говорят о Боге. Молодые люди расписали свою жизнь на много лет вперёд, начиная со свадьбы, которая по их расчётам должна состояться через пять лет. Но, как водится, всё идёт наперекосяк: Франсуаза, которая живёт верой и рассудком вдруг влюбляется в преподавателя русского языка много старше её... И, разумеется, делает много глупостей. Что тоже неудивительно, учитывая ту среду, в которой она выросла, и силу обаяния личности русского, с его философией, такой далёкой от привычной Франсуазе вере в бога:

Человек живёт на земле для того, чтобы прокладывать пути во всех направлениях, заранее зная, что ни один из них не приведёт к истине...

Самая надёжная и верная в этой семье - тётка Мадлен. Пятый десяток, отсутствие иллюзий, любовь к старым вещам и мудро не выпячиваемое обожание "своих" детей. У неё тоже есть свои слабости, она делает ошибки, но в ней нет ни эгоизма своего брата, ни корыстного расчёта. Мадлен просто любит племянников и тихо страдает оттого, что её отстранили от их воспитания, предоставив это такой женщине как Кароль. Утешением ей служит только дом, который она обустроила по своему вкусу, наполнив старинными вещами с историей.

Лишь тому, кто обрёл себя на полное одиночество, дано наслаждение тихой беседы с вещами. нужно только уметь видеть, прикасаться к ним.

Но её вырывают из уютных вечеров. Она бросает всё и мчится помогать младшим Эглетьерам справиться с утратой иллюзий.

На меня вся эта мутная среда произвела несколько гнетущее впечатление. При этом практически все герои были понятными, все их мотивы и поступки прекрасно обозначены автором. Замечательная смесь простого и ясного языка рассказчика с психологизмом героев. История льётся бойко, персонажи по очереди выступают со своими мыслями и чувствами. Осталось прочитать продолжение. Очень интересно, что будет со вторым сыном, Даниэлем. Тут читатель оставляет его 17-летним романтичным юношей, с душой ещё не запятнанной грязными ручонками реальной жизни.