Больше рецензий

20 августа 2023 г. 13:01

530

4 «Нет для них точек, пускай рвётся всё на запятой»

Хотя всю трилогию я прочитала за 2 месяца, даже меньше наверное, к последней книге я подходила медленно и с нежеланием. Наконец открыла книгу. Первая половина шла очень долго, и в какой-то момент я просто дала себе установку: читать хотя бы по главе в день. Но после определённых событий меня затянуло, и вторая половина пошла как по маслу, в один из дней даже прочитала почти сотню страниц.

При чтении книги возникает такое чувство, будто Глуховский всеми силами пытался слить свою же историю. Я предполагала, что слог у Глуховского мрачный, с иронией, местами грязный(сейчас подумала, что это скорее напоминает Паланика, правда, у того ещё парцелляция до кучи), но «Метро 2033» была совсем не такой. Иронии в ней хоть отбавляй, но на первом плане, как по мне, был приключенческий момент, эти новые впечатления, захватывающие дух наш и главного героя, потому что он всю жизнь провёл на задворках огромного метро, а тут вдруг выбрался из своей конуры и пошёл становиться героем. Да, вроде типичная сказка о персонаже, который в начале такой весь реалистичный, никчёмный, и затем развивается в настоящего спасителя, как бы выразился Гомер, миф для простых людей. Но как-то всё вышло из-под контроля в третьей части.

Артём окончательно сошёл с ума. Я понимаю, что было сложно сохранить ясность рассудка после того, как ты уничтожил предположительно «спасителей рода человеческого», но затем он начал творить и городить всякий бред. Ну, допустим, пошёл искать ты радиста, который волны других городов ловил, ещё и романтичный дед тебе в придачу, который собирается про тебя книжку написать. Ну, хорошо, хочешь ты другие города найти. Но почему Артём нисколько не задумывался о последствиях? Наверное, эта черта любых «идеальных» героев – мы сначала мир спасём, а потом будем жертвы считать.

Уже объяснили ему, что война не закончилась, что есть вероятность схлопотать ещё один залп по Москве, но нет же, прорываемся вперёд. Включил Артём своё не пойми откуда взявшееся критическое мышление, пошёл какие-то революции устраивать. Но ведь революции устраивают, когда есть чёткая идея, сподвижники, если есть за что бороться. А Артём у нас, золотой же мальчик, придумывает на ходу всякий бред и ожидает, что люди с ходу этому поверят. После всего произошедшего он – наконец-то! – понимает, что люди не хотят идти за ним, но из-за эгоизма или чего похлеще, даже не старается понять почему.

Язык Глуховского мне в этой книге вообще не зашёл. Всё, вроде, отдалённо напоминает прошлые книги трилогии, но чего-то он намутил нездорового. Все метафоры, сравнения были какими-то странными, упоротыми, постоянно употреблялись слова с неправильным написанием и так далее.

Итак, даже после финальной книги осталось много вопросов. Что за война-то была? Что с Метро в итоге? Прошлое и начало войны упоминалось только в контексте воспоминаний уже немолодых людей и этого было как-то чересчур много за все книги.

Понравилось мне то, что нам снова показали несколько интересных станций. Побывали мы в изменившемся Рейхе, на Цветном бульваре, на грязной Менделеевской. В этом я, если честно, увидела современную Россию: бедные окраины и богатый центр. Понравилась немного динамичная сюжетная линия с Аней и то, как в конце они просто уехали восвояси(наконец Артём не будет впихивать всем свои точки зрения, с облегчением подумала я).

Но также в конце я задумалась о том, что было бы славно вместо этой истории написать книгу о том, как Артём, лет через двадцать после событий в «Метро 2033», вдруг оказывается втянут в какое-то приключение в Метро. Вот это, как по мне, было бы интереснее. А так, книга не сказать, чтобы плохая, было приятно встретить уже знакомых Гомера и Сашу, новеньких Лёху, Летягу и других.

С другими книгами Глуховского тоже хотелось бы ознакомиться, потому что в этом случае я уже заранее знала, что «Пост» и «Текст» мрачноваты, а от этой трилогии такого не ожидала.