Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

19 августа 2023 г. 19:47

1K

4 Бессмысленные потери

Небольшая повесть погружает читателей в атмосферу отчаяния, ощущения бессмысленности происходящего, ненужных смертей и отсутствия здравого военного руководства. Поначалу, приступая к данной книге, я полагала, что речь пойдет про подольских курсантов, тех, кто отчаянно дрался, задерживая врага, и чью трагичную гибель никак не назовешь напрасной. Но тут писатель пишет о совсем иных курсантах, которым не повезло оказаться под началом неудачного, неопытного и слабохарактерного командира, так что они действительно оказались лишь «мясом», которое бросили закрывать брешь, по факту ничего не изменив в расстановке сил и зря сложив свои головы.

У автора отлично получилось нагнетать это ощущение безнадежности, растерянности, чувства, что «все зря, никого мы не спасем и сами погибнем бесславно», так что произведение вышло очень «пораженческим».

цитаты

— Разве рота не получит хотя бы несколько пулеметов? – тихо спросил Рюмин, а подполковник сморщил лицо, зажмурился и почти закричал:
— Ничего, капитан! Кроме патронов и кухни, пока ничего!..

Ты что… – Он осекся, с писком сглотнул слюну и отнял руку. – Это вы, товарищ лейтенант? Не бойтесь! Нас тут не найдут… Вот увидите! – зашептал он в глаз Алексею.
— Вставай! – крикнул Алексей. – Там… Там все гибнут, а ты… Вставай! Пошли! Ну?!
— Не надо, товарищ лейтенант! Мы ничего не сможем… Нам надо оставаться живыми, слышите? Мы их, гадов, потом всех… Вот увидите!.. Мы их потом всех, как вчера ночью! –

свернуть

При этом особо не успеваешь привязаться к героям, по моим ощущениям, текст весьма «холодный», безжизненный и сумбурный. Я начинала слушать его в аудиоформате, но доступная в сети версия выполнена совсем неудачно, чтец озвучивает текст очень непрофессионально, неправильно расставляя ударения в словах (словно русский для него неродной), так что, несмотря на трагические события сюжета, испытываешь лишь раздражение. Но и переход на электронную версию не сильно мне помог, перечитывая повесть с начала, я по-прежнему испытывала некую досаду оттого, что никак не могу понять, что происходит, кто куда идет, что это за чуждые герои, о которых автор не стремится рассказать, поэтому-то они и выглядят некой серой массой.

цитата
То было первое боевое распоряжение Алексея, и хотя этого совсем не требовалось, он побежал по окопу, отрывисто выкрикивая команду и вглядываясь в курсантов – испытывают ли они при нем то облегчающее чувство безотчетной надежды, которое сам он ощущал от присутствия здесь старшего? Сразу же после его команды курсанты пружинисто садились на корточки спиной к внешней стороне окопа, зажав между коленями винтовки, и, встречаясь с его взглядом, каждый улыбался растерянно-смущенно, одними углами губ – точь-в-точь как это только что проделал Алексей под взглядом политрука.
свернуть

После завершения книги я даже стала искать объяснения от профессионалов, что вообще хотел сказать писатель, как воспринимать написанное, что надо читать между строк. К чему была эта странная встреча с наглыми НКВДшниками, то ли прохлаждающимися в поле, то ли прячущимися от реальных боев (и почему у капитана даже не возникло мысли, что это вражеские диверсанты, или это современный читатель привык везде видеть шпионов?) К чему было нападение на немцев, если потом капитан опустил руки и решил самоустраниться? И многие другие вопросы, которые возникают по мере чтения, но, к сожалению, толком объяснения я так и не нашла, возможно, тут скорее надо чувствовать, а не размышлять.

Подводя итог, я не могу рекомендовать данное произведение, хотя и не жалею, что его прочла. Ведь война состоит и из таких моментов поражения, растерянности, паники и неудачного руководства. Думаю, что в прошлом было достаточно примеров бегства высших военных чинов, когда пряталась своя форма, а генерал мог переодеться в рядового, ситуаций, когда из-за горе- начальников бойцы оказывались без направляющего руководства, погибали при паническом отступлении или же бестолково бросались своими командирами прямо в пекло.

цитата
— Мы вышли из окружения! – озлобленно сказал капитан и носком сапога сбил комок глины в ров. – И нечего нас тут допрашивать, лейтенант! Накормите вот лучше людей! Двое суток, черт бы его драл…
— Почему вы сюда… Где фронт? – торопясь и все больше пугаясь чего-то непонятного, перебил Алексей, и в наступившей тогда тишине к нему тяжело пошел безоружный красноармеец.
— А ты где находишься? Ты не на фронте? Где ты находишься? А? – не вынося из-за спины рук, кидал он под свой шаг гневным, устоявшимся в обиде голосом.
Алексей едва ли осознал, зачем он пошел навстречу красноармейцу и почему спрятал руки в карманы шинели. Он столкнулся с ним грудь с грудью и, задохнувшись, визгливо выкрикнул за два приема:
— Где ваша… винтовка, товарищ боец?!
— Я воевал не винтовкой, а дивизией, лейтенант! – тоже фальцетом крикнул красноармеец и стал по команде «смирно». – Приведите себя в порядок! Как стоите? Я генерал-майор Переверзев!
свернуть

Эта книга показывает одну из множества граней войны (хотя автор, видимо, скованный некими рамками, все же пытался и тут несколько «героизировать» своего главного персонажа), поэтому горечь поражения и переживание о погибших тут вполне органичны.
картинка Tin-tinka

Прекрасные иллюстрации Гусева Евгения

Комментарии


После завершения книги я даже стала искать объяснения от профессионалов, что вообще хотел сказать писатель, как воспринимать написанное, что надо читать между строк.

А может по принципу бритвы Оккама, все гораздо проще? Хочет человек написать что-то о пережитом в художественной форме, делает наброски, но роман не выходит у человека и все, ну нет у человека таланта ваяить эпопеи, тогда редактора у него берут наброски, немного сглаживают и печатают.
Кстати, Галина, вы любите совпадения?
Печатают эту повесть через год после выхода в свет "Одного дня Ивана Денисовича", который "прославил" Солженицына. Так вот повесть Воробьева печатают в том же самом журнале. Кому нужно было подряд в СССР в одном журнале выпускать такие тексты?
Пройдет много-много лет и Воробьев посмертно станет обладателем премии .... Солженицына.

o-l.jpg
0:04

Про премию, ну этого следовало ожидать, есть в повести что-то такое ...хм, критичное

Рюмин не обернулся: на лес убито падал, медленно перевертываясь, наш истребитель, а прямо над ним свечой шел в небо грязно-желтый, длинный и победно остервенелый «мессершмитт».
— Мерзавец! Ведь все это давно было показано нам в Испании! – прошептал Рюмин. – Негодяй! – убежденно-страстно повторил он, и Алексей не знал, о ком он говорит.
Вслед за первым почти одновременно погибли оба оставшихся «ястребка» – один, дымя и заваливаясь на крыло, потянул на запад, второй отвесно рухнул где-то за лесом. Рюмин повернулся на бок, поочередно подтянул ноги и сел.
— Все, – старчески сказал он. – Все… За это нас нельзя простить. Никогда!..

Сергей, а вы знаете, что эта повесть включена в программу для школьников? Очень забавно было читать в сети объяснения учителей, что в этом романе надо видеть доблесть, патриотизм и героизм. Особенно меня удивило, что капитан, который у меня лично вызвал отвращение (ведь он ничего лучше не придумал в конце, как пустить себе пулю в лоб, прячась в стоге сена) в этом школьном анализе назван чуть ли не образцом нравственности. Вот как по разному все видят написанное и трактуют в нужную сторону;)

А еще я уже после узнала, что кремлёвские курсанты тоже подвиг совершили, им тоже памятник установлен, но это уже из рецензий на ЛЛ, тут в рассказе этого как-то я не смогла почувствовать


Сергей, а вы знаете, что эта повесть включена в программу для школьников?

Да я как-то особо и не удивляюсь этому, общественно-экономическая формация то капиталистическая, следовательно задача подготовить не творца а потребителя, главный враг этого СССР вот и все, у школьника с детства нужно создать неверный образ прошлого нашей Родины и повезет тому школьнику, у кого хорошие родители или тому кто любит читать и дойдет своими мозгами до правды - путь не из легких, это не кино каждый день смотреть, тут и поразмышлять надо))


когда пряталась своя форма, а генерал мог переодеться в рядового

и наоборот...
мне тут вчера фильму включили... даже муж прифигел и это на реальных - "Капитан", 2017 года:

Рядовой-дезертир Герольд выдает себя за капитана. Жуткая притча с черным юмором, снятая по реальной истории

Ну наоборот не для советской армии, наверное :)) Ведь офицеров и комсомольцев расстреливали в первую очередь. Интересно будет почитать, как обходились с высшим начальством, полковниками/генералами, были для них особые условия.


Не знаю - не знаю... дезертиры были, наверное, везде... а тут... нашлась форма с погонами, примерил... и пошло...
Самое дикое, что примерившего в фильме форму - оправдали, условный лишь дали, когда там горы трупов... типа - такие люди нам нужны. Хорошо, что в итоге - повесили, правда, другие.


Фильм про какого рядового был, немецкого?

То, что дезертиры были это, конечно, но мне кажется, что если к фашистам попадал советский офицер с ним поступали хуже, чем с рядовым, поэтому и зарывали документы, часто этот момент встречала в книгах

А что этому герою фильма дало переодевание в чужую форму? Он тоже в плен попал или наоборот в тыл бежал?


Да, про немецкого.

Галя, он бежал от своих, с фронта... примерил форму немецкого же офицера... и мочили они, потом, своих же пленных - дезертиров и им подобных.
Там у других офицеров, глаза на лоб лезли от бесчинств сего капитана и его группы, хотя сами те были не цветочками... по накатанной там такой пипец пошел, что просто... А!

Очень честное кино и очень черное и снято в черно-белом.


так что произведение вышло очень «пораженческим».

может очень реалистичным для 41 года?


Ну да, пораженчество весьма реалистично. Поэтому книга и оставляет гнетущее впечатление, от него не отмахнуться из серии "не было такого". Но будь лишь оно, вряд ли отстояли бы Москву и выиграли ВОВ.

Тут я скорее про выбор книг для читателей, мне лично и так про войну очень тяжело читать, а если еще и автор пишет как все было бессмысленно, то прям хоть в петлю лезь после таких книг, моя психика плохо выдерживает подобное


Правда о войне всегда тяжела, там мало романтики. Не единожды слышал, что настоящие фронтовики-ветераны не любили рассказывать о ней


Да, тяжела и романтика вообще не то слово, кто ее может ждать от Войны? Но есть самопожертвование, преодоление себя, взаимовыручка и другие моменты, которые позволяют как-то примириться с потерями, ведь люди не просто так погибали, а защищая свой дом и родных.

настоящие фронтовики-ветераны

по мне, деление на настоящих и не настоящих вообще не имеет смысла, потому что таким образом можно обесценить тех, кто поделился своим опытом, кто постарался донести до читателей свою позицию и воспоминания.

Я сейчас читаю воспоминания Бауыржана Момышулы, которого точно не назовешь ненастоящим фронтовиком, он подробно о войне рассказывал и считал, что писатели должны правдиво описывать происходящее на фронте

Баурджан был не доволен мною, не доволен собою, собственным рассказом:
— Почему, — спрашивал он, — вы не показали картин поражения? Почему не передали горьких дум об этом? Ведь это было вам рассказано.
В оправдание я привел несколько соображений.
Баурджан вспылил.
— Если бы литературный фронт, — резко сказал он, — был, действительно, фронтом, где расстреливают трусов, вам давно бы не жить.

Написал письмо редактору о том, что о войне, о потрясающем человеческом страдании нужно говорить правду и только правду, и правду не по словарю, а по сердцу и по душе, задушевными, простыми словами, в пределах приличия и закона войны — опыта кровавого.

трудноизлечимая болезнь современных писателей — гонка за красивой смертью героев приносит не столько пользы общему делу, сколько вреда, компрометирует структуру и организацию большого боевого коллектива — воинского товарищества— на глазах читателя и мира.

Большинство писателей, увлекаясь художественной стороной, отклоняются от показа собственно войны, а ведь хорошее произведение должно являться настольной книгой даже для нас, военных командиров. Ведь цель всякого произведения — просвещать. Для того чтобы написать о войне, автор должен быть сам просвещенным человеком в этом вопросе, изучить материалы и факты, творчески переварить их и правильно обобщить, он должен все вопросы знать больше и всесторонне. Случайные эпизоды, рассказы отдельных лиц, второстепенные материалы не дают права к написанию серьезного произведения.


На редкость несправедливая рецензия. Просто феноменально. Не ожидал от Вас.

"... люди не просто так погибали, а защищая свой дом и родных".
Трагедия 1941 года именно в том, что слишком часто советские солдаты хотели защищать свой дом и родных... а погибали ПРОСТО ТАК. Очень много было некомпетентности и дури. А если бы не было некомпетентности и дури, то немцы не дошли бы до Москвы.

И поинтересуйтесь личностью Константина Воробьёва. Есть у меня подозрение, что Вы его мысленно записали в "ненастоящие фронтовики". А там такая судьба, рядом с которой знаменитый Баурджан Момыш-улы - просто баловень фортуны.


Я, конечно, читала о судьбе автора и у меня в планах на следующих год его книга про плен (помню, вы ее советовали). И я не делю фронтовиков на настоящих и нет, лишь книги по впечатлению, которое они на меня оказывают.

А чем вы видите несправедливость? По вашему книга оптимистичная, а не гнетущая, она не описывает моменты поражения? Или вы хорошо узнали персонажей и смогли к ним привязаться? Может вы видите тут героизм,а не телят, которых привели на убой? Или, как некоторые авторы школьных материалов, удачного командира? Вам нравится финал? Я читала, что первоначально Воробьев описал в финале немцев, которые поймали в плен этого лейтенанта, но потом исправил.

Да, именно "просто так" и погибали люди, как герои этой книги, я и пишу, что автор здорово это изобразил, деморализованность, горечь этой ситуации и мне было тяжко читать, но стараясь быть "справедливой" я не снижала оценку, понимая, что такую правду тоже надо знать.

если бы не было некомпетентности и дури,

если бы не было некомпетентности и дури, это была бы утопия) Наверное, не только в этом причина или вся Европа отличалась некомпетентностью и дурью, раз позволила себя за завоевать? Из-за дури и некомпетентности и Гитлер проиграл?


"... если бы не было некомпетентности и дури, это была бы утопия)"

Есть такой закон диалектики - переход количества в качество. Дурь англосаксов - это один вариант, французов - уже совсем другой, а советская дурь - третий, неподражаемый и невоспроизводимый (nec plus ultra).
Уинстон руководил своей страной, по-моему, блестяще.
С Францией всё было гораздо хуже. Я как раз сейчас читаю мемуары Анатоля Абрагама, фр. физика, русского еврея по происхождепнию; там про войну немного, но дурь и некомпетентность фр. военного руководства хорошо видны. И они совершенно особого рода, тоже неподражаемы (масштаб только скромнее нашего).


"Из-за дури и некомпетентности и Гитлер проиграл?"

Конечно. А из-за чего же ещё? Был бы фюрер гибче, пестовал бы славянский коллаборационизм, не гнобил бы поляков, разрешил бы украинским националистам создать собственное государство - и ещё неизвестно, как война обернулась бы. Видимо, дело дошло бы до массированного применения американцами ядерного оружия а Европе.


Вот видите, у всех значит была дурость и некомпетентность, значит уже не так обидно и это должно утешать. (Я, как Поллианна, всегда стараюсь найти что-то хорошее, даже в плохом)


Ну точно как Поллиана:)

"Я читала, что первоначально Воробьев описал в финале немцев, которые поймали в плен этого лейтенанта, но потом исправил".

На этом сюжете Воробьёв сделал отдельную повесть: "Крик". Повесть в литературном отношении тоже блестящая (как и всё, что выходило из-под пера этого автора).


"У автора отлично получилось нагнетать это ощущение безнадежности, растерянности, чувства, что «все зря, никого мы не спасем и сами погибнем бесславно», так что произведение вышло очень «пораженческим»".

Цитирую Википедию: "Пораженчество — политические настроения, соответствующие желанию поражения правительства собственной страны в войне". Я думал, что это все знают. Вы полагаете, что Воробьёв хотел поражения СССР? Из плена не бежал? Партизанской группой не командовал?
Мне непонятно, что Вы, собственно, хотели сказать об этой повести, критикуя её мнимый пораженческий настрой. Во всяком случае, Ваше восприятие резко диссонирует с моим собственным.


Жаль, что вы не можете меня понять или может я плохо объясняю, я такой большой комментарий выше написала) То что диссонирует -ну да, мы все разные, отношение к литературе тоже различное, но вы словно одно только слово видите) Вот цитируя ту же Википедию

...питании малодушия, сознания бессилия и безнадёжности военных действий в собственных рядах

Вот о сознании бессилия и безнадёжности военных действий, как мне кажется, автор и пишет.

И почему вы думаете, что я критикую этот настрой?Он ведь соответствовал той ситуации которая была, но читать подобное для меня очень тяжело. Я скорее говорю, что ничего не поняла, кроме того что все было безнадежно и заранее обречено на провал, не зря еще в Испании всем все стало понятно, а НКВД злобно усмехаются в спину юношам.

Вот Бек писал примерно о том же периоде, а его книга совсем иной получилась, так что тут лишь вопрос о том, что читатель предпочитает читать, что ждет от художественного произведения.


«Волоколамское шоссе» Бек писал в 1942—1944 годах, первая публикация (первые две части из четырёх)  1943 г. Ясно, что книга этого времени должна была излучать оптимизм, поднимать дух бойцов и тружеников тыла.

Повесть «Убиты под Москвой» Воробьёв написал в 1961 г., через 20 лет после Московской битвы. Это уже рефлексия. можно было показать и тёмную сторону событий.  Но начальство и тогда не особо рекомендовало такое чтение советскому народу. Окопная правда - кому она нужна?


Ну зато современное начальство активно рекомендует это школьникам, при этом, как я писала выше в комментариях, судя по школьным сочинениям в сети, дети должны видеть в этом патриотизм и героизм. Может со мной что-то не так, но кроме горечи я тут ничего не вижу, какой может быть патриотизм в таком печальном рассказе, в котором все пронизано мыслью, что "свои" не лучше, а то и хуже врагов


"... какой может быть патриотизм в таком печальном рассказе"

Но мы же знаем (и писатель знает, что мы знаем), как всё кончилось. Вопреки всему негативу, который описывается в повести.
В этом и патриотизм. А не в вечном "ура, мы ломим, гнутся шведы".


Это уже рефлексия. можно было показать и тёмную сторону событий.

можно и нужно, как мне кажется, ведь после ХХ съезда приветствовалось "разоблачение" прошлого и осуждение Сталина?

На меня произвел впечатление рассказ Каверина

Более того, когда в середине шестидесятых годов издательство «Художественная литература» печатало мое собрание сочинений, редактор Л.М.Красноглядова обратила мое внимание на то, что в трилогии нет той атмосферы сталинского террора, который неизбежно должен был отразиться на поведении в любых обстоятельствах личной и профессиональной жизни моих героев.
«Теперь, когда культ личности разоблачен и безоговорочно осужден правительством и народом, — сказала она, — не думаете ли вы, что надо внести в некоторые главы соответствующие перемены?»

Мне почему-то кажется, что НКВД и Испания именно для этого вставлены в рассказ, это скажем - штрихи, которые сходу не поймёшь, но именно на это они и намекают. А как вам кажется?


Мне кажется, что НКВД и Испания вставлены по следующим причинам:
- реально существовали войска НКВД и загранотряды;
Второй мировой войне предшествовала гражданская война в Испании, некоторые советские офицеры там реально воевали на стороне республиканцев, много чего там видели, и делали для себя какие-то выводы, каждый свои. 


Мне кажется, он просто описывает пережитое тогда, выплескивает... своего рода психотерапия. Читать такое, конечно,  тяжело. Не уверен, что стоило эти повести включать в учебную программу, но и большого греха в этом не нахожу. Все же это реальность и со временем о ней узнают, так пускай лучше узнают еще в школе с умными комментариями от учителей. Хотя, умный учитель - это не гарантировано.


Да, тяжело читать, хотя согласна, что полезно и нужно, но желательно с комментариями специалистов, чтобы лучше понять происходящее. Но у меня просто заранее нагнетаемое ощущения обречённости, бессмысленности и бесполезности происходящего вызывает некий протест, на фоне того, что происходило тогда, когда решалась судьба столицы, когда от действий таких групп очень многое зависело. Мне кажется, что Рюмин был неудачным командиром, который подвёл своих солдат, растерялся и как раз из-за его ошибок все так вышло. А как вы думаете?


А я не дочитал :). Мрачные у него повести и стилистически меня не зацепило. Читал многое из "лейтенантской" прозы - Бондарева, Бакланова, Быкова... там тоже много тяжелого, но их я дочитывал, а с Воробьевым как-то не сложилось. Пару раз начинал, но не осилил. Может как-нибудь прочитаю все же.


Я Бакланова не читала еще, что у него советуете? А Кондратьева читали? Мне очень понравилась повесть Вячеслав Кондратьев - Отпуск по ранению


Очень давно Бакланова читал, но наибольшее впечатление произвела когда-то повесть "Навеки девятнадцатилетние". Можете попробовать.

Само имя Кондратьева хорошо знаю, много читал разборы его прозы, но вот сами его вещи не читал - когда-то слишком "переел" военной прозы и до него руки не дошли. Думаю почитать "Отпуск..."


Я прочитал "Отпуск по ранению".  Очень хорошая вещь. Немножко только смутило, как героя бывшие командиры зовут обратно в  его часть. Насколько знаю - особого выбора не было, людей посылали куда требовала обстановка.  Наверное, можно было попроситься в старую часть, но совсем не факт, что туда попадешь. Концовка очень мрачная для героев - зная, как бесконечно длились бои подо Ржевом ...


А я где-то встречала в мемуарах, что старались вернуться к своим, даже "бежали" из части в часть, хотя это могло наказываться, так что этот момент не смутил, хотя возможно это и не было распространено.

Есть еще продолжение Вячеслав Кондратьев - Встречи на Сретенке , у меня в ближайших планах книга


Спасибо! Не подозревал, что есть продолжение.