Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 апреля 2014 г. 23:12

2K

4

Очередная книга исследователя из Астрахани Александра Черёмина в очередной раз посвящена древней белорусской истории. Это хорошо, когда наша история интересует ближайших соседей, при этом прошлое одного из древнейших княжеств изложена отнюдь не из шовинистических великорусских позиций, что было характерно для русских/советских исследователей XX века («белорусы – братья наши меньшие, а значит и подчинялись великому брату русскому абсолютно во всём», что отменяло сам факт собственной белорусской государственности).
История Полоцкого княжества – богата на события, легенды и мифы. На его примере можно легко проследить нелёгкие судьбы того времени, междоусобные распри и предательства, великое мужество и отвагу. Мужественная Рогнеда и легендарный Всеслав, прозванный народом за свои способности Чародеем, ничем не уступающий в отваге своему отцу Глеб Минский и княжна Ефросинья, отказавшаяся от замужества, решившая посвятить себя служению Богу и ставшая первой на Руси женщиной-Святой… Это лишь малая часть из Полоцкой истории.
Белорусы хорошо знакомы с древней историей Полоцка, ведь её изучению придаётся большое значение ещё в школе. Ещё в 1970-ые годы Георгий Штыхов детально изучил все имеющиеся источники – как летописные, так и археологические, касающиеся этого древнейшего на белорусских землях княжества. Затем были Владимир Орлов и его широко известные читателям «Таямніцы полацкай гісторыі», С. Тарасов и др. Сложилась даже целая полоцкая краеведческая школа, которая плодотворно изучает историю родного края. Поэтому весьма спорным и громогласных кажется высказывание Александра Черёмина о том, что он исследует историю Полоцкого княжества «на основе никогда не изучаемых исследователями исторических источников». Интересно, какие именно источники автор имеет в виду, ведь те выдержки из летописей, что он приводит в книге – широко цитируются… в школьных учебниках по истории для 6 класса!, а материалы археологических исследований летописного Полоцка, что проводятся до сих пор (интересные и сенсационные находки обнаруживаются даже сейчас) постоянно публикуются и являются широкодоступными.
По-прежнему остаётся не лучшим и авторский стиль А. Черёмина. Как и в «Туровском княжестве», в книге практически отсутствуют местоимения, поэтому, говоря о том либо ином князе, автору приходится постоянно упоминать его имя, вместо привычных в таком случае «он», «ему», «вышеупомянутый», «тот же» и т.п. Всё это портит впечатление от прочитанного и несколько сбивает с толку, когда имя того же Брячислава Изяславовича упоминается около 5 раз в одном небольшом абзаце. Например:

«Пользуясь междоусобицами на Руси, полоцкий князь Брячислав Изяславович проводил независимую от Киева и Чернигова, и Новгорода политику. Полоцкий князь Брячислав Изяславович вёл наступательную политику. Полоцкий князь Брячислав Изяславович в 1020 – 1030-е годы значительно расширил территорию Полоцкого княжества, присоединив часть земли латгалов и литвы».


И так практически в каждом абзаце.
В целом книга, думаю, будет полезна и интересна читателям из соседних стран, поскольку знакомит их и рассказывает о том княжестве, что бросило вызов в соперничестве за первенство самим Киеву и Новгороду, сражаясь с ними на равных. Для белорусских же читателей среди массы литературы по истории древнего Полоцка – как научного, научно-популярного, художественного характера эта книга как-то теряется: как по мастерству рассказа, изложенной информации. Тем не менее, с интересом буду ждать следующей книги А. Черёмина посвящённой белорусской истории.

Прочитано в рамках Нон-фикшн-2014.

Комментарии


После прочтения ''Истории России'' С. М. Соловьёва у меня возникло такое впечатление, что обособление полоцких князей началось с того, что Изяслав, сын Владимира Святого, в большей степени, чем брат его, Ярослав Мудрый, почитал себя скорее наследником деда по матери, Рогволода, чем отца, Владимира. Понятно неприятие Изяслава по отношению к отцу, он ведь в детстве пережил явное неуважение отца к матери. И тут мнится мне, что вот это обособление Полоцка от большой Руси носит скорее семейно-личностный характер, чем национальный. Так проявляется роль личности (и семьи) в истории.
Возможно, я очень неправ. Извините за дилетантский подход, я осознаю, сколь слабо разбираюсь в белорусской истории и ещё постараюсь исправиться.