Больше рецензий

Melanie

Эксперт

Эксперт в области рисования красных линий

18 апреля 2014 г. 20:19

839

4

[...] Вы разве не знаете, что День Дураков — единственный религиозный праздник, который мы отмечаем?
— Нет, — улыбнулась Эннели. — Но на вас это очень похоже.

Рецензия содержит незначительные спойлеры.

Увидев эту книгу в подборке, я обрадовалась, ведь я ее давно купила в бумажном виде и никак не могла добраться (с удовольствием сделала бы это еще в январе, но книге не хватило 4 страниц, чтобы ее можно было выбрать в теме "Любая книга из подборки 1001 книга, которую нужно прочитать (от 500 страниц)").

До прочтения этой книги и изучения пары статей о том, что же такое "Плутовской роман", мои познания были довольно малы и в основном опирались на классические представления о плутовском романе. Поэтому выбирая эту книгу я немного сомневалась, что она подходит жанру плутовской роман, хотя русское название "Трикстер, Гермес, Джокер" (в оригинале книга называется "Stone Junction: An Alchemical Potboiler", что сильнее раскрывает сюжет книги, но абсолютно не звучит, если перевести его дословно на русский язык) и намекает на то, что все не так просто как кажется. В итоге мои сомнения развеялись, хотя и не сразу, а книга определенно заняла место среди тех, что не забудутся и будут перечитываться.

Дальше...

Согласно "Википедии" [1]:
Плутовской, или пикарескный роман (исп. novela picaresca) — ранний этап развития европейского романа. Этот жанр сложился в Испании золотого века и в своей классической форме просуществовал до конца XVIII века. Содержание пикарески — похождения «пикаро», то есть плута, жулика, авантюриста. Как правило, это выходец из низов, но иногда в роли пикаро выступали и обедневшие, деклассированные дворяне.

Согласно "Краткой литературной энциклопедии" [2]:
Плутовской роман (исп. Novela picaresca; франц. roman picaresque; нем. Schelmenroman; англ. picaresque novel) — роман, в центре которого — похождения ловкого пройдохи, мошенника, авантюриста (пикаро), большей частью выходца из низов общества или представителя обнищавшего, деклассированного дворянства.

С этой точки зрения книга близка к плутовскому роману, правда который развился, совершив некую эволюцию с оглядкой на время и место действия. И все же это не классический плутовской роман, это нечто особенное — это повествование о герое, Дэниеле Пирсе, о его жизни, пути пройденном им, о всех тех, кто ему на этом пути встретился и о философии "поиска себя", как итоговой точки этого пути. Хотя в книге многое и соответствует классическому построению плутовского романа.

Плутовской роман строится как хронологическое изложение отдельных эпизодов из жизни пикаро, без внятного композиционного рисунка. [1]

В «классическом» плутовском романе повествование чаще всего строится как устный рассказ героя о своей жизни или как его записки, воспоминания. Поэтому плутовской роман не знает сложной композиции, он развивается строго хронологически, начиная с детства героя. Единственная роскошь, которую он может себе позволить, — это прерывающие развитие основного действия вставные новеллы. [2]

История начинается с рождения Дэниела Пирса и уже с первых строк книга захватывает:

Дэниел Пирс родился на рассвете дождливого весеннего дня, 15 марта 1966 года. Он остался без второго имени, потому что его мать, Эннели Фэроу Пирс, и так устала ломать голову над именем и фамилией сына. Особенно над фамилией. По ее прикидкам, отцом Дэниела мог оказаться любой из семи ее мужчин. Имя «Дэниел» Эннели выбрала потому, что оно звучит твердо и мужественно, а мужество младенцу явно понадобится.

Книга повествует о его жизненном пути, правда не от лица Дэниела, а от лица автора-рассказчика. Согласно "классической" структуре плутовского романа мы почти не отклоняемся от повествования, кроме отдельных историй-вставок (про пару человек), записей разговоров, радио и дневниковых записей (героини, которая появится в третьей части). На протяжении всей книги мы взрослеем вместе с Дэниелом, учимся новому и встречаем новых (порой очень специфических) людей.

Образ плута генетически связан с трикстером — одной из ключевых фигур мифологий всех народов мира... [3]

Пикаро — это бездомный бродяга, рыцарь удачи, ни перед чем не останавливающийся; но он стал таким из-за бесчеловечных законов, царящих в обществе.[2]

Обычно герой плутовского романа — слуга, но не по профессии, а в силу необходимости; частая смена хозяев позволяет ему познакомиться с разными социальными типами. Поэтому картина жизни в плутовском романе чрезвычайно многообразна и правдива. Причем дана не парадная ее сторона, а изнанка, задворки. [2]

Дэниел и правда очень много пережил за свою жизнь. Правда менял он не хозяев, а учителей, наставников, каждый из которых учил его чему-то новому, но очень интересному. Вообще первые две части "Воздух" и "Земля" понравились мне больше двух последующих "Воды" и "Огня". С точки зрения плутовского романа — они больше ему соответствуют. Ну а с точки зрения повествования — они были мне более интересны. Именно здесь Дэниел учился всем интересным вещам (кроме умения Вольты, которому тот его учил позднее). Да и по манере повествования — эти части веселее, порой беззаботнее (но не всегда). Здесь нет того количества философии, которое затянуло меня начиная с середины третьей части и немного смазало для меня окончание книги. С другой стороны здесь должна была быть эта философия, ведь вся книга — это роман о поиске себя (просто в начале это не ощущается) и после похищения алмаза этот "поиск себя" входит в свой пик, который продолжается до конца книги.

Если посмотреть с точки зрения сюжета, книгу и вовсе (при желании, конечно) можно было бы превратить в дилогию или трилогию, столько всего произошло в жизни Дэниела, но то что автор не сделал это, а представил цельное и концентрированное повествование о жизни Дэниела Пирса, пошло только на пользу и за это ему спасибо!

«Внутренняя жизнь» героя «плутовского романа» остается абсолютно вне сферы художественного изображения. [3]

И вот главное отличие от плутовского романа (согласно этой цитате) — это то, что нам показана "внутренняя жизнь" Дэниела. Мы видим его развитие, его мысли и сомнения. Видим с самого начала, но начиная с середины третьей части почти все повествование держится именно на внутреннем мире героя. И хотя мне эта часть не очень понравилась из-за философии (не мое это), именно она показывает каким Дэниел стал.

Если бы я лучше была знакома с понятием "Плутовской роман", я бы, наверное, легче пережила, финал, ну или хотя бы не надеялась на иное. Но теперь понятно, что все было предсказуемо и логично, хотя я все равно верю в лучшее.

Эта книга подарила мне героев, которых я не забуду и которые мне так понравились, но главное она открыла для меня нового автора, который, похоже, будет одним из любимых.


3953242.png

Согласно сайту "Лаборатория фантастики" три произведения Джима Доджа — "Какша", "Не сбавляй оборотов. Не гаси огней" и "Трикстер, Гермес, Джокер" — входят в цикл "Rebel Inc". Я пока прочитала только два произведения, но уже могу сказать, что в "Какше" упоминается Джонни Семь Лун, который был одним из учителей Дэниела. Было довольно интересно встретиться с ним вновь ("Какшу" я читала позже) и посмотреть на его героя с другой стороны. Надеюсь и в книге "Не сбавляй оборотов. Не гаси огней" я тоже столкнусь с кем-нибудь из новых знакомых.

Книга прочитана в рамках игры "Долгая прогулка".
Уровень 4. Апрель. Тема: "Первое апреля встречаем плутовским романом. Подборка "Плутовской роман"".
Прочитано для команды "Post Scriptum".

Комментарии


Шикарнейший разбор и шикарнейшее выполнение задания


Спасибо большое! :)


У меня вот с этим автором капитально не ладится что в его прозе, что в поэзии
Эх :(


Жаль. С другой стороны, есть много других замечательных авторов. :)

С поэзией его не знакома, а вот проза меня зацепила, хоть и не без оговорок что в этой книге, что в "Камше".