Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 апреля 2014 г. 13:15

1K

5

Постижимо ли непостижимое?
Логичен ли абсурд?
Уродлива ли красота?

Линейка подобных вопросов – бесконечна. Ответы – определенны в собственной неопределенности. Линейка вопросов вроде бы и бесконечна, но в итоге приводит к началу. А, значит, и топология логики абсурда, постижимости бесконечности или уродства красоты, имеет форму круга. Замкнутость и обращенность на себя. Отсюда – либо бесконечный нарциссизм, либо разрушительная саморефлексия. Самокопание на старый манер. Что было «выбрано» Кафкой – почитайте Франца Кафку.

Наверное, всегда возникает вопрос: как всё это могло прийти в голову? «Всё это» - Кафка, процесс и замок и рассказы. Кафка без «всего этого» - наверное, его «Из дневников». Итак: как всё это могло прийти в голову? Думаю, рецепт безобразно прост. Много таланта (а для меня Кафка – гениален). Много переживаний. Обостренное до болезненности, как сказал бы Достоевский, восприяние – мира, себя и собственной судьбы. Достаточно «свободного» времени. Микст – взрывоопасен. Ну он и взорвался. Помните ли вы памятник Кафке в Праге? Ну вот как-то так и есть.

Что, Кафка был первым, кто увидел всю нелепость, абсурдность невротичного государства, пытающегося снять собственный невротизм максимальным упорядочиванием общественных нравов и государственного же управления? Нет, конечно. У любого мыслящего человека возникали сходные чувства и размышления. У любого, даже и не обладающего литературными талантами. Был ли Кафка первым, таковым талантом обладающим? Нет, конечно же. У него столь же гениальные предшественники – Гоголь и Достоевский.

Представим себе ежедневно приходящего на службу в страховую компанию «нервического» молодого человека, мужчину, вообще не стремящегося к какому-то карьерному росту. По причине бессмысленности в его понимании самой службы. Тупая и бессмысленная? Да. Ненавистная? Абсолютли. Но кормящая, так или иначе. Это как с ранним Пелевиным, не сразу ушедшим в профессиональную литературу. Представить ситуацию этого молодого человека тем более не так сложно, потому как большинство креативного ли класса, офисного ли планктона, - определения суть дело вкуса, - так и живет-трудится, быстренько сделав «основную» работу, занимается рефлексией или чем-то там ещё. Но, безусловно, одно: чтобы получился «Замок» помимо таланта и воли необходимо знание фактуры. А этого у пражского гения было более чем.

Не думаю, что будет офигительно смелым утверждение о том, что лично для Кафки Замок – это фигура отца. В классическом виде. А есть ли в романе фигура матери? Думаю, что Гардена, трактирщица, - ну уж очень мутная такая фигура. Предположение, что она – это фигура матери – такое предположение будет офигительно смелым. Смелым до офигелья. Возможно, столь же офигительно глупым. Кто их, этих Кафок, знает! Мы в пражских университетах не учились!
Несколько прочитанных романов (Бёлль, Томас Манн, Джойс и, конечно, наш автор) открыли для меня различные способы миротворения. Кафка для меня – это такое насекомое-созидатель (насекомое, конечно же, метафора): он выстроит мир везде, к чему прикоснется, к любой, самой ничтожной точке, песчинке, пылинке, былинке. Через какое-то время здесь обязательно будет нечто, какое-то сооружение, в котором можно укрыться (укрыться, уединиться – разве не это было эмоциональной доминантой поведения самого Кафки?!), переждать, дождаться лучших времен. Посмотрите, что он делает с персонажами – к кому бы он не прикоснулся, обязательно здесь будет что-то, что защитит, прикроет, что обязательно будет интересным, как минимум, и непростым как максимум. Ну, например, Пепи. Никто и звать никак – так сегодня выражаются в подобных случаях. Но что это? Она начинает говорить. И что? А то, что она – не моль бледная, тварь дрожащая и бессловесная. Она маленький-маленький, но человек! И сердце у неё, пусть и не замысловатое (уж прощу прощения за корявое слово), но теплое, доброе, сердце человека у неё. И ум – да, незамысловатый, но по-человечески простой, даже ясный. И душа у неё – совестливая, пусть и своей правдой.
Миростроительство автора ведь на самом деле удивительное. Строить миры из абсолютной сингулярности, наделять их гуманистическими смыслами – дело божественное. Наш автор с этим справляется изрядно. Разве кого-то смущает незаконченность романа? Да ради бога! Как творить законченные миры, являющиеся в то же время составными частями друг друга? Это – к Францу Кафке.

Для меня счастье – находить в себе какую-то каплю человеколюбия Кафки, его гуманизма.
Книжку, конечно, к прочтению. Из подборки «100 книг, которые необходимо прочесть прежде, чем…»

Ветка комментариев


Да, наверное, в его жизни стены были повсюду. Если бы было иначе, пришло бы ему в голову превращаться в насекомое? Хотя, подумал сейчас, не такая уж это безумная идея - превращение. Я помню, как хотел стать собакой, точнее, завидовал соседской собаке, что ей не приходилось идти на пионерскую линейку в школу. Мне торжественность её не нравилась, а не само мероприятие. Так что, видимо, мы говорим Кафка, а подразумеваем стену, мы говорим стена, а подразумеваем Кафку.
У Вас сейчас хороший внутренний период? Наверное, это как-то связано с изменившимся положением дел, ну, там в здравоохранении, или ещё что-то?


А я на пионерских линейках теряла сознание,жара, а тогда носили форму из шерсти, жесть. ( школа в Донецкой обл)
Мое внутреннее состояние зависит от других факторов)))


Видимо, сложные это факторы - ведь судя по Вашим словам , такое тяжелое было пионерское детство!


Ну что сказать, здесь только смеяться!


Так на что мне ответить?


А ответьте-ка на такой вопрос: куда Вы дели нашего ёжика?

Для меня счастье – находить в себе какую-то каплю человеколюбия

А есть ли в Вас хоть какая-то капля ёжиколюбия? Может, найдёте и её?)))

Свободу ёжику-узнику!!!
Отпустите его!!!
Хватит прятать его в тумане-темнице!!!

«Не тратьте время в поиске препятствий, возможно, их нет» (Ф. Кафка).

"Процесс" отнял ёжика у самого себя и загнал его в туман. Но "Замок"-то предлагает заблудившемуся беглецу успокоение и возвращение к себе и к своим колючим друзьям. И ёжик обязательно должен использовать этот шанс для восстановления внутренней гармонии.

«Со своей тюрьмой он смирился. Кончить узником — это могло бы составить цель жизни. Но у клетки была решетка. Равнодушно, властно, как у себя дома, через решетку вливался и выливался шум мира, узник был, по сути, свободен, он мог во всем принимать участие, снаружи ничего не ускользало от него, он мог бы даже покинуть клетку, ведь прутья решетки отстояли друг от друга на метр, он даже узником не был» (Ф.Кафка).

Ёжик, не мирись со своей внутренней тюрьмой!
Покидай клетку! Выползай из тумана на свет!

картинка Ludmila888

P.S. Находясь на кафкианской волне в текущем обсуждении романов Кафки, я заглянула и в Вашу рецензию. А, увидев в комментариях Ваш странноватый последний вопрос, не смогла удержаться от подобного ему ответа. Всё это – не более чем игра или шутка! Хотя Вы, конечно, и сами понимаете, что именно может порой содержать в себе некая загадочная "шуточка"! Так что же? Правильный ответ – перо жар-птицы, обладающее способностью светить!)))

Ловите же это перо, Александр! Только не упустите его!)))

картинка Ludmila888