Больше рецензий

Mike87

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 августа 2023 г. 15:30

614

3.5 Как в бразильском сериале…

…развиваются события в культовом (так говорят) романе Карлоса Руиса Сафона «Тень ветра». По традиции, коротко о сюжете, персонажах и впечатлениях. Итак, роман расскажет нам о мальчике, а затем юноше, Даниэле, которого отец приводит в магическое место под названием Кладбище забытых книг. Это некое хранилище, где обретаются потерянные для этого мира книги. Папа говорит мальчику, что он может выбрать себе одну книгу и беречь ее, как зеницу ока.(и, как водится никому не рассказывать ̶о̶ ̶б̶о̶й̶ц̶о̶в̶с̶к̶о̶м̶ ̶к̶л̶у̶б̶е̶ Кладбище забытых книг.). Так в руки героя попадает книга малоизвестного Хулиана Каракса «Тень ветра». И с этого момента жизнь нашего героя никогда не будет прежней. Книга эта-редкая и за ней охотится некто также рьяно, как старушки за сахаром в период коронавируса…Даниэль-мальчонка любознательный, а посему решает как можно больше разузнать об авторе. Его детективные потуги восхитительны в своей непрактичности и антипрагматизме. Все потому что Дэнчик наш-типичный подросток с переизбытком тестостерона, т.е.-как видит женщину, так и дышит, как будто его припадок хватит…Никакой выдержки, абсолютно. Ладно. Спишем это на издержки юности, но вот как объянить тот факт, что ГГ все и всё рассказывают просто так-ума не приложу. Недоумение у меня вызвало и отсутствие развития личности Даниэля-какой он был в 11, такой и в 18.Это странно и неправдоподобно.И, как будто автору того было мало, он наделяет нашего Холмса своим доктором Ватсоном-бывшим бродягой и преступником, Фермином. И ладно Дэн, «одаренный» от природы, но папа его, сеньор Семпере-куда смотрел, когда давал кров и приют человеку с темным прошлым? Что это-тучка на минус к интеллекту или что-то посерьезней? Кто знает, кто знает? Впрочем, Фермин, не платит «злым за предобрейшее» и помогает нашему горедетективу раскапывать все новые и новые детали из жизни Хулиана Каракса. Нас ждет и прекрасная незнакомка и еще одна прекрасная незнакомка и , кто бы вы думали? Правильно, еще одна прекрасная незнакомка! Аж оторопь берет и нет-не от количества женщин в жизни Даниэля, а от, так сказать, их типажа-все это красотки, несчастные, или дамочки с очень низкой социальной ответственностью. А нормальные, обычные дамы есть, м? А вот и нет, не найдете вы их там. И раз уж я отвлекся, пара слов о мужских типажах в романе - в большинстве своем это отбитые на голову мужики, которые только и могут, что бить женщин. За исключением папы главного героя, друга писателя - Микеля и некоторых статистов-все с придурью. Раздражает меня это, как читателя-такое вот обилие крайностей в произведении. Впрочем вернемся к героям.
У нас есть Хулиан Каракс-одаренный молодой человек, будущий писатель. Он влюбляется в дочку богатого промышленника и очень хочет соединиться с ней узами брака. Папенька-промышленник против (а бывает иначе?) и решает чуточку помешать вальсу Мендельсона… Старый, как мир, сюжет, впрочем воплощенный автором, надо признать не без изящества. Присутствует несколько довольно мощных сюжетных твистов, которые заставят вас и пожалеть этого персонажа и сопереживать ему. Его сюжетная линия радовала бы меня, будь она отделена от грязных лап Даниэля, которому сколько не говори-н̶е̶ ̶с̶у̶й̶ ̶п̶а̶л̶ь̶ц̶ы̶ ̶в̶ ̶р̶о̶з̶е̶т̶к̶у̶ не лезь в чужую жизнь, а он все лезет и лезет без очереди, как та хабалка на рынке.
Есть в произведении Великий и Ужасный Антагонист-главный инспектор полиции Фумеро-мерзавец, прикрывающий свои садистские наклонности мундиром. И пусть мне сколько угодно говорят, мол, «смутное время» в Испании, гражданская война и прочее, прочее, но чтобы такой выродок был гордостью Полицейского управления Барселоны? Что-то верится с трудом, равно как и в методы работы полиции, описанные в романе - мрак и кошмар.
Есть в романе и Нурия Монфорт. Она влюблена в Писателя и хранит его роковую тайну, а кусочек с ней-один из самых трогательных мест произведения. Тут и отвергнутая любовь, и отчаяние, и смертельный ужас и безнадежность-страданий на любой вкус. Выбирай-не хочу.( я не хочу и вы, я думаю, не захотите).
Конечно, рассказывать о всех героях мы не будем, сохраним интригу и прейдет к языку и атмосфере романа. Это безусловный плюс. Автору удалось развернуть перед нами панораму таинственной и зловещей Барселоны (временами Лавкрафтом отдает, я не шучу), тихие с виду улицы порой скрывают немало секретов, которые разгадывать-себе дороже. Яркие, хоть и мрачные образы несчастных испуганных людей, произвол полиции, предательство и подлость-с одной стороны и настоящая любовь, честность, забота и милосердие с другой-все есть в этом произведении.
Подытожим. Роман «Тень ветра» это детективно-приключенческое произведение с обилием неожиданных сюжетных поворотов. Читается легко, автор умеет увлечь своего читателя и не даст ему заскучать. Если вы готовы смириться с глупостью главного героя и спокойно переносите жестокость в книгах-это ваш текст. Моя оценка 7 из 10.