Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

5 августа 2023 г. 09:58

928

3 Спойлер

Сложный и перенасыщенный модернистский (постмодернистский?) текст, с некоторым количеством сюрреализма, абсурда и гротеска, имеющий очень слабовыраженный сюжет и при этом похожий на карусель из событий и предметов, которые крайне излишне дотошно описываются, отчего их суть все больше и больше теряется из-за обилия фактов, гнетущих своим объемом, которые никак не обогащают наших знаний и не проясняют картины, а только ломают и уничтожают кажущееся понимание и в итоге приходят к самому началу повествования, намекая на некоторую закольцованность всего на свете.

Вторая мировая война, третий рейх и нацисты это всего лишь материал, а не самоцель романа. Грасс одинаково ненавидит всех и одинаково не принимает ни одну из сторон, показывая несостоятельность их всех. Мы не можем придумать ничего конструктивного. Разум столь же уродлив, как подросший Оскар, с горбом и другими явными признаками уродства. Он может меняться, превращаться из карлика в полувзрослого урода, но эта метаморфоза ничего не меняет на самом деле — он все равно остается уродом (физическим и моральным).

Для меня ключевая сцена романа: сцена ловли угрей. Она великолепно отвратительна. Угри, пожирающие мертвую лошадиную голову, которых достают из мертвой головы через ноздри, из ушей, рта и глаз, угри сами из нее разбегаются, а их ловят налетевшие чайки и голодный рыбак, а за всем этим наблюдает мать Оскара, испытывая отвращения ко всей этой сцене, а его отец покупает этих угрей, готовит их и подает к столу, после чего мать Оскара сходит с ума на теме рыбы и начинает есть только рыбу, подогревает масло из-под сардин и пьет его, пока ее не начинает тошнить, пока она не умирает от этой бешеной рыбной булимии, а ее законный муж обзаводится чувством вины за эту смерть и до конца жизни терзает себя за этот поступок, пытаясь найти выход в политике и чем-то еще, а в итоге умирает, подавившись партийным значком наци, который он пытается проглатыванием спрятать от взявших его в плен русских солдат, но давится им, начинает биться в конвульсиях, за что солдаты его в упор расстреливают. Прелестно же. Сюрреализм и гротеск зашкаливают.

Тут еще много мотивов из психоанализа: постоянное стремление Оскара низвести любовников своей матери, желание убить отца, затем отчима, затем других мужчин, которые оказываются рядом с его женщинами. Оскара постоянно тянет в вагину в прямом и переносном смысле, он, что ли, хочет родиться обратно, спрятаться, зачать ребенка — хер разберешь.

Роман огромны и очень концентрированный, вязкий. Читать его интересно, круто, сложно, но при этом он невыносимо скучный, за что, впрочем, его нельзя винить.