Больше рецензий

4 августа 2023 г. 18:33

788

4.5 Только "искусство выражает единственную правду, которая в конечном счёте имеет значение"

Прелюбопытный и многогранный роман Айрис Мердок о Черном Эроте, Шекспире, искусстве, любви физической и платонической, о непростых человеческих отношениях, об эгоцентризме и нарциссизме.

Это книга в книге, история пятидесятивосьмилетнего Брэдли Пирсона, рассказанная самим Пирсоном, который в конце романа благодаря наличию послесловий четырех действующих лиц - бывшей супруги Кристиан, бывшего шурина Фрэнсиса, бывшего друга семьи Рэйчел Баффин, бывшей возлюбленной Джулиан Баффин и издателя Ф. Локсия предстает весьма ненадежным рассказчиком. Кто убил Арнольда Баффина? Брэдли Пирсон - невинная жертва согревающей душу и запоздалой любви, злого рока, неблагоприятного стечения обстоятельств, человеческого коварства?.. Или подлый преступник, хладнокровно убивший друга из зависти к его талантам? И что является главной движущей силой событий в романе? Вечная любовь, дарящая муки и блаженство? Или ревность, эгоцентризм и нарциссизм, которые неизбежно приводят к трагедии?

В послесловии издатель отмечает, что только искусство выражает единственную правду, которая в конечном счёте имеет значение". А что есть правда, как не субъективное восприятие реальности? У каждого она своя - что наглядно демонстрирует выдающийся роман британского классика 20 века.