Больше рецензий
30 июля 2023 г. 13:42
436
5 Экранизация о другом
РецензияЯ долго думала писать или не писать, собиралась с мыслями. И решила, что заметка нужна как минимум по двум причинам. 1) История много лет популярная и не оставляет равнодушным, книга вышла в 1978 году, а фильм в 1986. 2) Я воинсивенно топлю за то, что "50 оттенков серого" не несут художественной ценности, вторичны и не открывают ничего нового в мире, скажем так, нетрадиционных отношений.
Во-первых, я была очень удивлена, что в основе фильма лежит книга, я об этом даже не догадывалась, а во-вторах это мемуары (а не влажные фантазии о миллионере от Э.Л. Джеймс)!
Я отлично помню время, когда "50 оттенков серого" читались с прикрыванием ладошкой рта, округлением глаз, румянцем на щеках, а книга передавалась из рук в руки с шепотком "там такоооое...". Мне ещё тогда хотелось спросить: а имя маркиз де Сад вам о чем-то говорит? В честь него вообще-то целое явление названо.
Но вот история, более близкая к современности, произошедшая с реальными людьми, представителями среднего класса (не в российском понимании), познакомившихся в Нью-Йорке. Они стали любовниками и их отношения быстро стали отношениями, где он доминирует (и физически, и психологически), а она подчиняется, все происходит по его правилам, и он говорит прямо: если ты что-то не выполняешь, отношения прекращаются в тот же момент (и никаких подписанных договоров).
Если же вспомнить фильм, он очень ОЧЕНЬ романтизирован по сравнению с книгой. Герои все время бегают за ручку, как показывают обычно влюблённых в кино. Многие наверное помнят сцены с холодильником и едой и знаменитый танец шикарной Ким Бесингер под "You can leave your hat on", ставшую гимном стриптиза, красивого Микки Рурка с его неизменной полуулыбкой-полуухмылкой. Он дарит ей подарки, покупает одежду и белье (героиня спрашивала: а ты не хочешь спросить, нравится ли это мне?), он кормит и поит ее с рук, расчесывает волосы, он такой заботливый, боже-мой-как-романтично, так выглядит это в фильме. Нет. В книге все так происходило, потому что он полностью контролировал её жизнь вне работы. Кормил прикованную к ножке своего стула, одевал в то, что хотелось ему, бил, вынуждал делать унизительные и даже не самые законные вещи (например украсть украшение из ювелирного или отобрать кошелёк у мужчины) просто потому, что ему так хотелось, а ведь это уже касалось не только их спальни, а причиняло вред посторонним людям. И она подчинялась. Она выполняла. Потому что была зависима от него, от их физической связи.
Что касается любви, её мне кажется не было ни в книге, ни в фильме, хотя слова о ней звучат часто.
Ну и главное различие книги и фильма - это финал. В фильме она уходит, сама, потому что дошла до своей грани, отказалась выполнять то, что ей уже совсем не по нраву было. В книге же у героини случается нервный срыв от таких отношений, ее партнер отвозит её в больницу, она несколько месяцев лечится, а он больше никогда не появляется. Потому что это мемуары, это реальная жизнь и реальные люди, а не сказочный свадебный конец как в "50 оттенках серого".
Немаловажным в книге является послесловие от дочери автора, которая ничего не знала о происходящем и ничего не замечала, которая лишь во взрослом возрасте узнала от родственников, что книга написана её матерью под псевдонимом. Она благодарит мать, что она сохранила её детство неомраченным этим знанием.