Больше рецензий

30 июля 2023 г. 13:42

436

5 Экранизация о другом

Я долго думала писать или не писать, собиралась с мыслями. И решила, что заметка нужна как минимум по двум причинам. 1) История много лет популярная и не оставляет равнодушным, книга вышла в 1978 году, а фильм в 1986. 2) Я воинсивенно топлю за то, что "50 оттенков серого" не несут художественной ценности, вторичны и не открывают ничего нового в мире, скажем так, нетрадиционных отношений.

Во-первых, я была очень удивлена, что в основе фильма лежит книга, я об этом даже не догадывалась, а во-вторах это мемуары (а не влажные фантазии о миллионере от Э.Л. Джеймс)!

Я отлично помню время, когда "50 оттенков серого" читались с прикрыванием ладошкой рта, округлением глаз, румянцем на щеках, а книга передавалась из рук в руки с шепотком "там такоооое...". Мне ещё тогда хотелось спросить: а имя маркиз де Сад вам о чем-то говорит? В честь него вообще-то целое явление названо.

Но вот история, более близкая к современности, произошедшая с реальными людьми, представителями среднего класса (не в российском понимании), познакомившихся в Нью-Йорке. Они стали любовниками и их отношения быстро стали отношениями, где он доминирует (и физически, и психологически), а она подчиняется, все происходит по его правилам, и он говорит прямо: если ты что-то не выполняешь, отношения прекращаются в тот же момент (и никаких подписанных договоров).

Если же вспомнить фильм, он очень ОЧЕНЬ романтизирован по сравнению с книгой. Герои все время бегают за ручку, как показывают обычно влюблённых в кино. Многие наверное помнят сцены с холодильником и едой и знаменитый танец шикарной Ким Бесингер под "You can leave your hat on", ставшую гимном стриптиза, красивого Микки Рурка с его неизменной полуулыбкой-полуухмылкой. Он дарит ей подарки, покупает одежду и белье (героиня спрашивала: а ты не хочешь спросить, нравится ли это мне?), он кормит и поит ее с рук, расчесывает волосы, он такой заботливый, боже-мой-как-романтично, так выглядит это в фильме. Нет. В книге все так происходило, потому что он полностью контролировал её жизнь вне работы. Кормил прикованную к ножке своего стула, одевал в то, что хотелось ему, бил, вынуждал делать унизительные и даже не самые законные вещи (например украсть украшение из ювелирного или отобрать кошелёк у мужчины) просто потому, что ему так хотелось, а ведь это уже касалось не только их спальни, а причиняло вред посторонним людям. И она подчинялась. Она выполняла. Потому что была зависима от него, от их физической связи.

Что касается любви, её мне кажется не было ни в книге, ни в фильме, хотя слова о ней звучат часто.

Ну и главное различие книги и фильма - это финал. В фильме она уходит, сама, потому что дошла до своей грани, отказалась выполнять то, что ей уже совсем не по нраву было. В книге же у героини случается нервный срыв от таких отношений, ее партнер отвозит её в больницу, она несколько месяцев лечится, а он больше никогда не появляется. Потому что это мемуары, это реальная жизнь и реальные люди, а не сказочный свадебный конец как в "50 оттенках серого".

Немаловажным в книге является послесловие от дочери автора, которая ничего не знала о происходящем и ничего не замечала, которая лишь во взрослом возрасте узнала от родственников, что книга написана её матерью под псевдонимом. Она благодарит мать, что она сохранила её детство неомраченным этим знанием.

Рецензия на моём канале