Больше рецензий

28 июля 2023 г. 19:52

212

5

Продолжаю восхищаться драматургическим гением Артура Миллера. На этот раз одна из самых трагичных и страшных его пьес - "Суровое испытание".

В американском историко-культурном пространстве городок Салем (или Сейлем) имеет большое и крайне неоднозначное значение. Помимо того, что город основан первой волной переселенцев и является одним из старейших в Штатах, там в 1692-1693 годах разыгралась страшная трагедия, повлекшая смерть двух десятков ни в чем не повинных людей и ставшая символом вопиющего беззакония, бездоказательного преследования и травли на основе одних лишь подозрений под прикрытием закона и религиозной морали. Салемская "охота на ведьм" оставила глубокий отпечаток в массовом сознании американцев и сподвигла не одного деятеля культуры воспроизвести и переосмыслить её на бумаге или киноэкране. Не обошел её стороной и Артур Миллер.

Взяв за основу реальные события, Миллер не пытается следовать строгим правилам соответствия и исторической достоверности, а рисует свою историю событий, где во главу угла ставит любовный треугольник. Именно месть отвергнутой девушки (в реальности это была девочка-подросток) становится спусковым крючком механизма всей последующей трагедии. А начинается всё с того, что несколько детей в Салеме, среди которых дочь и племянница священника местной пуританской общины, заболевают какой-то странной "болезнью". За день до этого эти девочки в компании рабыни Титубы были замечены священником в лесу за странными танцами, напоминающими обряд колдовства. Дабы избежать наказания девочки заявляют, что они стали "одержимы" и обвиняют в связи с дьяволом нескольких местных жительниц. Среди обвиненных - жена одного из видных представителей общины, честного и трудолюбивого фермера Джона Проктора Элизабет. Заводила обвинительниц, племянница священника Абигайль (или в более привычном звучании - Эбигейл) работала в доме Прокторов и была выгнана Элизабет, уличившей её в связи с мужем. Абигайль таким образом хочет поквитаться с соперницей и заполучить Джона. Дальше - больше. Обвинительницы входят во вкус и обличают в "ведьмовстве" новых несчастных. В основном это благочестивые жительницы города, к которым у девочек существует либо неприязнь, либо у их родителей имеются виды на чужую собственность. Маховик "правосудия" раскручивается - собирается судебная комиссия, из Бостона прибывают представитель губернатора и священник с опытом охоты на "ведьм". По самому малейшему намеку на причастность суд хватает любого подозреваемого и пытками пытается выбить признания. Смертные приговоры и их исполнение следуют один за другим. Чтобы прекратить расправу Джон Проктор решается привести суду убедительные доводы лживости обвинений Абигайль и компании (в том числе, признаться в связи с ней, что для пуританского общества равносильно служению дьяволу), но принять эти доводы - значит поставить под сомнение репутацию и авторитет суда и власти...

Обращение к теме "охоты на ведьм" не случайно. В 50-е годы прошлого столетия в США разгорелась новая "охота" - так называемая политика "маккартизма" (по имени её главного проводника - сенатора Маккарти). Тогда в американском обществе разгорелась истерия антикоммунизма и сдерживания "красной угрозы". Тысячи американцев были обвинены в пособничестве или сочувствии коммунистам, стали изгоями, а то и вовсе были осуждены за антиамериканскую деятельность. Многие деятели культуры решились права на творчество. Возник так называемый "Чёрный список Голливуда", куда вошли неблагонадежные актёры, режиссеры и сценаристы. Кислород им был перекрыт всерьёз и надолго. Сам Миллер стал жертвой этой политики - привлекался к слушаниям Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, был осуждён за "неуважение к Конгрессу" и попал в тот самый голливудский список. Миллер не видит разницы между происходящим в XX веке и в веке XVII. Те же ложь, лицемерие, беззаконие и желание уничтожить неугодных любыми способами. К слову сказать, это характерно не только для Америки. Во все века то тут, то там возникали подобные ситуации с поправками лишь на специфику времени и места действия. У Миллера, кстати, среди всего этого безобразия находится место благородным чувствам и стремлениям: честности, состраданию, любви, милосердию и самопожертвованию. А это значит, что не всё так плохо в этом мире.

Пьесу очень рекомендую к прочтению! У неё, кстати, большое количество экранизаций. Одну из них в ближайшее время собираюсь посмотреть. Это фильм 1996 года с Дэниэлом Дей-Льюисом и Вайноной Райдер в главных ролях. Сценаристом там выступал сам Миллер и был даже номинирован на "Оскар" за лучший адаптированный сценарий. Но не дали.

Источник