Больше рецензий
22 июля 2023 г. 09:52
571
3 "Рассказывать балет писчим пером — гиблое дело."
РецензияТолько мне всегда казалось, что книги пишутся людьми совершенно необыкновенными. Сверхумными. Сверхучеными. А тут балерина берется за перо.
Действительно, бывают случаи, когда даже для собственных мемуаров за перо лучше не браться. Великая Плисецкая на балетной сцене и Плисецкая в роли мемуариста - две большие разницы. Не скажу, что книга вообще неинтересная. Моменты о балете, те самые, которые вроде как писать "гиблое дело", по словам самой Майи Михайловны, как раз получились яркими и интересными, впрочем, как и про сцену Большого театра - "И еще сцена Большого, нечеловечески прекрасная сцена Большого тоже была одной из причин, почему я не осталась на Западе.
Перетанцевала я во всех престижных театрах мира. Но такой удобной, самой удобной во всей Солнечной системе, во всем мироздании сцены, как в Большом, не было нигде!.." - про её особый наклон, как и про интересных людей из мира балета и мира моды, с которыми балерина была знакома лично. Вот только жалко, что их мало, по сравнению с общим объёмом книги. Главная же часть текста посвящена "семи казням египетским", которым подвергалась сама балерина и множество её театральных знакомцев со стороны зверского советского режима. Верю, что так оно и было, но - разве обязательно изливать такую пылающую обиду, когда пишешь книгу в 1993 году, а за границу тебя не пускали в 59-60-ых? Если только оправдаться хорошей памятью...
Но не будем обо всех несправедливостях (хотя в скобках хочется заметить, что немного той самой жестокости и несправедливости в том, что девочку - дочь врага народа взяли в Большой и даже давали роли, пусть и не главные сначала, но кто приходит сразу в примы?), лучше о достоинствах и недостатках книги как таковой.
Что внушило уважение к Плисецкой - и как к человеку, и как артистке, и как автору, который берётся это описывать: она не останавливалась на достигнутом, даже когда это достигнутое было запредельной высотой. Например, про знаменитейшего "Умирающего лебедя":
Мне стало скучным раз за разом буквалистски повторять свой же канонический текст… Да еще «Лебединые подражания Плисецкой», увиденные мною бессчетное число раз наяву и на пленке, окончательно отбили у меня аппетит, спровоцировали на спонтанные перемены. Как понятно мне теперь восклицание композитора Клода Дебюсси: «Господь, упаси меня от дебюссистов».
Понравилось, что она честна и не стеснительна в описании отношений в театре: ставит себя выше балетмейстеров, как бы знамениты они ни были -
Но, как ни прискорбно писать, творческого романа с великим Голейэовским у меня не вышло. Конечно, я тому виною, моя индивидуальность. В Голейэовском исполнителю надо до конца раствориться. Исполнитель — слепец, Голейзовский — поводырь. Я этого не смогла, мое непокорное нутро лезло из всех щелей и вступало в конфликт с хореографом.
и столь же просто описывает отношения между артистами -
По театру эту уборную именовали «клубок змей». Вот где судачили зло и безжалостно.
Что не понравилось (хотя это тоже своего рода честность): то, что почти ничего нет про партнёров, как будто па-де-де можно танцевать в одиночку, то, что все остальные балерины, кроме пары уже не танцующих в её время, то коротконоги, то криворуки - куда уж им... Пожалуй, только про Уланову Плисецкая говорит с некоторым пиететом:
Нас с Галиной Сергеевной часто сталкивали лбами. Противопоставляли, наушничали, сплетничали. Я хочу со всей правдивостью припомнить свое первое впечатление от нее.
Меня поразили ее линии. Тут ей равных не было. Ее арабески словно прочерчены тонко очинённым карандашом. У нее была замечательно воспитанная ступня.
Так что не зря периодически проскакивают вот именно так, в скобочках, фразы:
(сколько же во мне яда, сама дивлюсь)
Ещё мне показалась совершенно непонятной глава про Роберта Кеннеди, с которым, оказывается, Плисецкая родилась в один год и в один день, так что они - практически двойняшки, поздравляли друг друга несколько лет, посылая с оказией подарки. А подспудно где-то плавает, что Плисецкая немного примеряет на себя роль Монро, хоть это и другой Кеннеди...
Ну и почти последнее. В честности Плисецкой не откажешь, поэтому из её мемуаров видно, что была она чудовищно необразованной во всём, что не касалось балета. За столько лет выступлений и работы в роли хореографа за рубежом не удосужилась выучить ни один иностранный язык, например. Лично мне тут же вспомнился Холмс, который интересовался только тем, что могло принести ему пользы в расследованиях, а всё остальное считал блажью. Может, от этой определённой безграмотности - провалы в логике.
Много плохих, злобных людей на страницах моей книги. Наша каторжная советская жизнь плодила и множила негодяев, подонков.
Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так.
Только мне кажется, что эти две фразы противоречат друг другу?
С другой стороны - не всё ли равно, какой она была, когда она была по-настоящему великой балериной? Лучше помнить её танцующей, чем пишущей...
Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела.
Книга прочитана для моба "Летние каникулы" группы "Книжная страна".
Комментарии
Это конечно же не Волочкова... далеко... талант виден сразу! Браво!
Кажется, начинала про нее слушать... но без конечное я и какое-то безразличие и свысока к другим... бросила.
Да, все остальные люди где-то у подножия пьедестала...
Сауле, а какое у тебя сложилось впечатление, у неё действительно была каторжная жизнь? Мне кажется, что её жизнь не сравнится с жизнью советского участкового в двадцативосьмиметровой хрущёвке вчетвером...
Глобально - у всех балетных каторжная жизнь. Но не труднее, чем у портового грузчика))). Что касается самой Плисецкой - не верю, что всё так трудно и плохо. В конце концов, не только тётя Маня из хрущобы не видала и тем более не имела нарядов от Кардена, но даже и другие балерины, артистки и т.д. Просто, наверно, характер такой. Есть же люди, которым доставляет удовольствие быть жертвой, неважно кого или чего.
Есть такое дело )))
Мне кажется, вы преувеличиваете умственные способности деятелей советского искусства)) Когда-то в детстве один человек мне сказал, Серега, хорошо бить по мячу - это не значит хорошо думать))
Я думаю это правило можно употребить и здесь, сколько я не прочитал мемуаров и воспоминаний бывших советских актеров, режиссеров, везде одно и тоже)) Так что, отлично танцевать - это не значит так же думать и воплощать свои мысли на бумаге)
Абсолютно согласна. Письменная речь иногда не даётся даже людям, которые умеют очень увлекательно говорить. Только вот насчёт отсутствия умственных способностей у танцоров - конкретно у танцоров - я с вами не согласна. Помимо того, что называется памятью тела, у танцоров, особенно балетных, есть ещё необходимость запоминать огромные массивы движений, умение читать схемы хореографов, знать классическую музыку и т.д. Фрося Бурлакова из ПТУ вряд ли может это делать. Другой вопрос - что это реально очень специфическая область знаний, неприменимая нигде, кроме танца...