Больше рецензий

orlangurus

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 июля 2023 г. 09:52

571

3 "Рассказывать балет писчим пером — гиблое дело."

Только мне всегда казалось, что книги пишутся людьми совершенно необыкновенными. Сверхумными. Сверхучеными. А тут балерина берется за перо.

Действительно, бывают случаи, когда даже для собственных мемуаров за перо лучше не браться. Великая Плисецкая на балетной сцене и Плисецкая в роли мемуариста - две большие разницы. Не скажу, что книга вообще неинтересная. Моменты о балете, те самые, которые вроде как писать "гиблое дело", по словам самой Майи Михайловны, как раз получились яркими и интересными, впрочем, как и про сцену Большого театра - "И еще сцена Большого, нечеловечески прекрасная сцена Большого тоже была одной из причин, почему я не осталась на Западе.
Перетанцевала я во всех престижных театрах мира. Но такой удобной, самой удобной во всей Солнечной системе, во всем мироздании сцены, как в Большом, не было нигде!..
" - про её особый наклон, как и про интересных людей из мира балета и мира моды, с которыми балерина была знакома лично. Вот только жалко, что их мало, по сравнению с общим объёмом книги. Главная же часть текста посвящена "семи казням египетским", которым подвергалась сама балерина и множество её театральных знакомцев со стороны зверского советского режима. Верю, что так оно и было, но - разве обязательно изливать такую пылающую обиду, когда пишешь книгу в 1993 году, а за границу тебя не пускали в 59-60-ых? Если только оправдаться хорошей памятью...

Но не будем обо всех несправедливостях (хотя в скобках хочется заметить, что немного той самой жестокости и несправедливости в том, что девочку - дочь врага народа взяли в Большой и даже давали роли, пусть и не главные сначала, но кто приходит сразу в примы?), лучше о достоинствах и недостатках книги как таковой.

Что внушило уважение к Плисецкой - и как к человеку, и как артистке, и как автору, который берётся это описывать: она не останавливалась на достигнутом, даже когда это достигнутое было запредельной высотой. Например, про знаменитейшего "Умирающего лебедя":

Мне стало скучным раз за разом буквалистски повторять свой же канонический текст… Да еще «Лебединые подражания Плисецкой», увиденные мною бессчетное число раз наяву и на пленке, окончательно отбили у меня аппетит, спровоцировали на спонтанные перемены. Как понятно мне теперь восклицание композитора Клода Дебюсси: «Господь, упаси меня от дебюссистов».

Понравилось, что она честна и не стеснительна в описании отношений в театре: ставит себя выше балетмейстеров, как бы знамениты они ни были -

Но, как ни прискорбно писать, творческого романа с великим Голейэовским у меня не вышло. Конечно, я тому виною, моя индивидуальность. В Голейэовском исполнителю надо до конца раствориться. Исполнитель — слепец, Голейзовский — поводырь. Я этого не смогла, мое непокорное нутро лезло из всех щелей и вступало в конфликт с хореографом.

и столь же просто описывает отношения между артистами -

По театру эту уборную именовали «клубок змей». Вот где судачили зло и безжалостно.

Что не понравилось (хотя это тоже своего рода честность): то, что почти ничего нет про партнёров, как будто па-де-де можно танцевать в одиночку, то, что все остальные балерины, кроме пары уже не танцующих в её время, то коротконоги, то криворуки - куда уж им... Пожалуй, только про Уланову Плисецкая говорит с некоторым пиететом:

Нас с Галиной Сергеевной часто сталкивали лбами. Противопоставляли, наушничали, сплетничали. Я хочу со всей правдивостью припомнить свое первое впечатление от нее.
Меня поразили ее линии. Тут ей равных не было. Ее арабески словно прочерчены тонко очинённым карандашом. У нее была замечательно воспитанная ступня. 

Так что не зря периодически проскакивают вот именно так, в скобочках, фразы:

(сколько же во мне яда, сама дивлюсь)

Ещё мне показалась совершенно непонятной глава про Роберта Кеннеди, с которым, оказывается, Плисецкая родилась в один год и в один день, так что они - практически двойняшки, поздравляли друг друга несколько лет, посылая с оказией подарки. А подспудно где-то плавает, что Плисецкая немного примеряет на себя роль Монро, хоть это и другой Кеннеди...

Ну и почти последнее. В честности Плисецкой не откажешь, поэтому из её мемуаров видно, что была она чудовищно необразованной во всём, что не касалось балета. За столько лет выступлений и работы в роли хореографа за рубежом не удосужилась выучить ни один иностранный язык, например. Лично мне тут же вспомнился Холмс, который интересовался только тем, что могло принести ему пользы в расследованиях, а всё остальное считал блажью. Может, от этой определённой безграмотности - провалы в логике.

Много плохих, злобных людей на страницах моей книги. Наша каторжная советская жизнь плодила и множила негодяев, подонков.
Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так.

Только мне кажется, что эти две фразы противоречат друг другу?

С другой стороны - не всё ли равно, какой она была, когда она была по-настоящему великой балериной? Лучше помнить её танцующей, чем пишущей...

o-l.jpg
02:44
Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела.

Книга прочитана для моба "Летние каникулы" группы "Книжная страна".

Комментарии


Это конечно же не Волочкова... далеко... талант виден сразу! Браво!

Кажется, начинала про нее слушать... но без конечное я и какое-то безразличие и свысока к другим... бросила.


Да, все остальные люди где-то у подножия пьедестала...


Сауле, а какое у тебя сложилось впечатление, у неё действительно была каторжная жизнь? Мне кажется, что её жизнь не сравнится с жизнью советского участкового в двадцативосьмиметровой хрущёвке вчетвером...


Глобально - у всех балетных каторжная жизнь. Но не труднее, чем у портового грузчика))). Что касается самой Плисецкой - не верю, что всё так трудно и плохо. В конце концов, не только тётя Маня из хрущобы не видала и тем более не имела нарядов от Кардена, но даже и другие балерины, артистки и т.д. Просто, наверно, характер такой. Есть же люди, которым доставляет удовольствие быть жертвой, неважно кого или чего.


Есть такое дело )))


Лично мне тут же вспомнился Холмс, который интересовался только тем, что могло принести ему пользы в расследованиях, а всё остальное считал блажью. Может, от этой определённой безграмотности - провалы в логике.

Мне кажется, вы преувеличиваете умственные способности деятелей советского искусства)) Когда-то в детстве один человек мне сказал, Серега, хорошо бить по мячу - это не значит хорошо думать))
Я думаю это правило можно употребить и здесь, сколько я не прочитал мемуаров и воспоминаний бывших советских актеров, режиссеров, везде одно и тоже)) Так что, отлично танцевать - это не значит так же думать и воплощать свои мысли на бумаге)


отлично танцевать - это не значит так же думать и воплощать свои мысли на бумаге

Абсолютно согласна. Письменная речь иногда не даётся даже людям, которые умеют очень увлекательно говорить. Только вот насчёт отсутствия умственных способностей у танцоров - конкретно у танцоров - я с вами не согласна. Помимо того, что называется памятью тела, у танцоров, особенно балетных, есть ещё необходимость запоминать огромные массивы движений, умение читать схемы хореографов, знать классическую музыку и т.д. Фрося Бурлакова из ПТУ вряд ли может это делать. Другой вопрос - что это реально очень специфическая область знаний, неприменимая нигде, кроме танца...