Больше рецензий

serovad

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 апреля 2014 г. 10:51

2K

5

У меня с очень далёкого детства смутное воспоминание последних кадров фильма из телевизора - двое обнимаются, потом он видит лодку, бежит к ней, а женщина сначала его зовёт, потом стреляет в него, бежит к нему и начинает плакать. Я был мал, да и весь фильм не видел, поэтому иногда вспоминая этот сюжет я думал - ну как же так можно - на импульсе убить человека?

И вот теперь, спустя лет двадцать пять, я понял, что это был за фильм, и почему она убила его.

Название произведения сразу создаёт вполне определённую ассоциацию, что это произведение про начало войны. Это, конечно, если ты не знаешь, что написано оно в 1924 году. На самом деле сорок первый - это белый поручик, первый, в которого Марютка, залихватская снайперша, не попадает. Дальше закрученный сюжет. Они оказываются на острове, она спасает его от болезни, возникает что-то похожее на любовь, выше которой всё-таки стоят классовые убеждения. И финал - он бежит по берегу к своим и получает пулю в спину. Так и стал сорок первым, убитым Марюткой.

Очень необычное произведение. Сила его в том, что за небольшой объём страниц сказано многое. Лавренев рассказал столько, скольку иному не хватило бы целого тома. Правда, иногда повествование становится слишком легкомысленным - то автор, видите ли, "слагает с себя ответственность за происходящее", то напускает чрезмерную иронию по поводу Робинзона и Пятницы. Его Марютка получилась какой-то чрезмерно брутальной. Я понимаю, что подобный образ сильной женщины, ярой революционерки очень нужен для этого сюжета. Но все эти её манеры вместе с деревенским выговором - это уже чрезмерно, это уже гротеск, не очень вяжущийся с тем, что называли социалистическим реализмом.

Поручик, наоборот, получился каким-то вяленьким, что даёт повод Марютке вечно иронизировать над ним. С образом боевого ОФИЦЕРА он вяжется слабо, хотя как следует из повествования, это не штабник-писарь.

Лавренев утверждает, что бытие всё же определяет сознание, и в качестве доказательства - сначала споры и ссоры этой парочки на острове, потом смерть поручика от Марюткиной пули, которая помнит строгий наказ командира не сдавать пленника белым. Он-то бежит не столько к своим белым, сколько к своей жизни. Ну а у неё свои принципы - раз он бежит к врагам, значит он всё-таки враг.

Интересно, получился бы такой финал, проживи они на острове на месяц больше? Впрочем, чего это я, сюжет книги и реальность - вещи совершенно разные.

Ветка комментариев


Я понимаю, что подобный образ сильной женщины, ярой революционерки очень нужен для этого сюжета.

Вадим, а ты "Ностальгию" Тэффи читал? Там образ комиссарши пострашнее лавренёвского, при этом он не вымышлен, а совершенно реален (от чего ещё страшнее).
"Сорок первый" нравится, но больше люблю этого же автора "Рассказ о простой вещи".


Нет, "Ностальгию" я не читал. Мне уже страшно


Иронизируешь... Я понимаю, что тебе как участнику "Знака четырёх" не до того :)) но ведь кончится же когда-нибудь эта долгая прогулка. Книга очень достойная, советую.


Ну, хорошо. Совет от тебя не принять нельзя ))) Но только ближе к Новому году.


В любое угодное тебе время в ближайшие сто пятьдесят лет ^^ Спасибо.