Больше рецензий

12 июля 2023 г. 19:04

156

3 "Кислый" детектив на кислых водах

Все ретро- или исторические детективы, которые я читала прежде, мне нравились, поэтому для знакомства со Ставропольским краем в рамках проекта "Читаем Россию" я решила выбрать книгу в этом жанре. И на сей раз с выбором я ошиблась…
Главный герой романа – присяжный поверенный Клим Пантелеевич Ардашев.

– Этот присяжный поверенный довольно известная личность. Хотите – верьте, хотите – нет, а на сегодняшний день он не проиграл ни одного процесса. А все потому, что берется защищать лишь тех подсудимых, в чьей невиновности он абсолютно уверен. Способ его работы оригинален – найти истинного злодея и оправдать тем самым подзащитного.

Мы встречаем главного героя, когда он со своей супругой направляется на Кавказские воды в отпуск. Прибыв в Ессентуки, Ардашев узнаёт, что недавно в этом городе ограбили одного американца, утащив все деньги из его гостиничного номера. Кроме того, наш герой с неудовольствием обнаруживает, что жить он будет в том же номере, где до этого пребывал ограбленный американец. Вскоре в городе происходит первое убийство (наш герой «чисто случайно» оказывается неподалёку), и внимание Ардашева привлекает карта, брошенная рядом с жертвой – десятка червей.
Через несколько дней тихий городок оказывается вновь потрясён убийством. Угадайте, кто опять был рядом (конечно же, «чисто случайно»). На сей раз обнаруженной картой стал валет червей.
А потом Ардашев узнаёт, что с ним очень хочет встретиться заведующий отделением для умалишенных Хлудовской больницы, некто Стильванский. Он уверяет, что один из его пациентов рисует карты той масти, которые будут обнаружены рядом с жертвами. Врач переживает, что должен сообщить об этом в полицию, но он очень не хочет навлечь подозрения на своё учреждение и поэтому просит Ардашева помочь найти убийцу.
Наш герой принимается за дело, ну а я от описания сюжета перехожу к своим ощущениям от прочитанного.
Несмотря на то, что в Ставрополье я бывала не раз и мне там всегда очень нравилось, при чтении данной книги у меня не возникло ощущение, что я снова вижу этот край перед собой. Описания мест у Любенко очень подробные, но какие-то сухие и скучные. Правда, почти ко всем используемым в предложениях существительным он обязательно добавляет прилагательные, но они только раздувают текст, не придавая ему ни требуемых уточнений, ни красоты.
Кроме того, пришлось несколько раз споткнуться в тексте о какие-то речевые несуразицы. Например, автор пишет: «Локомотив сбавил ход, выпустил пар, и разноцветный состав степенно причалил к железнодорожной пристани.» На словосочетании «железнодорожная пристань» у меня дёрнулся глаз, и я подумала, что уместнее было бы просто упомянуть перрон. А некоторые «фигуры речи», используемые автором, были просто неприятны на вид и на слух: «Годы выели у него на лбу довольно приличную залысину, окруженную остатками когда-то пышной шевелюры.» «Годы выели»? Как теперь это развидеть?
Описания (которыми, как я уже говорила, пестрит текст), подчас просто бесполезны, поскольку подчёркивают то, что и так очевидно. Судите сами: «Он был одет в темные брюки, синюю сорочку и жилет.» Мужчина в тёмных брюках? Да таких один на миллион, нужно обязательно обратить на это внимание!
Главный герой не вызвал интереса, потому что он… никакой. Автор не потрудился наделить Ардашева какими-то отличительными чертами характера, из-за чего тот, бедолага, так и остался безликим и пустым. Из-за этого и само расследование интересным не показалось, хоть героев в романе и великое множество.
Дочитывала я сие творение с откровенной скукой, а скучать над детективом считаю делом ну уж совсем распоследним.
Немного напомнил мне этот роман книги Донцовой, к которой я отношусь очень спокойно и даже читывала прежде во время командировок, когда нужно было купить книгу в дорогу, прочесть и без сожаления оставить либо в поезде, либо в гостинице. Но от данного ретро-детектива ожидала всё-таки большего, а в итоге не получила ничего. И подумалось мне, что погружение в описываемую эпоху достигается не только за счёт постоянного упоминания разных торговых домов того времени да использования имён персонажей вроде Куприян Савельевич, Ананий Парамонович, Азарий Саввич да Савелий Януарьевич… Для этого требуется определённое писательское мастерство, дающее читателю возможность почувствовать дух той эпохи. С Любенко такого, к сожалению, не случилось…
Тем же, кому интересны ретро-детективы, могу порекомендовать Лизу Лосеву и её серию произведений про Егора Лисицу, а также Николая Свечина, пару книг которого о приключениях доблестного сыщика Алексея Лыкова я прочла с большим удовольствием.