Больше рецензий

NancyFrancis

Эксперт

по шизофреническому бреду

9 июля 2023 г. 03:01

282

5 Спойлер Подумать только -- 1959 год!

Наконец-то я добралась до этой нетленки и сразу поняла, почему Хичкок захотел её экранизировать: прошло 60+ лет, а в ней по сей день практически всё остаётся идеальным. Я в шоке от того факта, что меня книга нигде не "резанула" и держала в напряжении, хотя я ЗНАЛА в чём главный замес (в основном из различного рода мемов, случайных кадров у киноблогеров, упоминаний в статьях и так далее). Вот уж действительно -- качественный представитель рода литературных саспенсных жутиков. Удивительно, но в этом произведении ни одно клише не чувствуется таковым, хотя за такой длинный промежуток времени мы уже должны были быть сыты по горло всеми шаблонами, встречающимися в этом жанре (хотя шаблонов в этой книге, на мой взгляд, мало).

Персонажи ведут себя логично и их немного, а потому к каждому проникаешься симпатией, но ни один из них равнодушнмым читателя не оставит.
Отдельно хочется выделить женских персонажей, которые, в угоду жанра тех лет вовсе не показаны тупенькими симпатичными истеричками с большими вечно хлопающими глазами; наоборот же, они -- решительные неглупые женщины со своими принципами и внутренним стержнем. Очень понравился ход рассуждений Мэри, показавший её как человека, мучимого внутренними противоречиями и конце концов решающего поступить по совести -- это просто идеальное дополнение к образу героини, заставляющее читателя ещё больше сочувствовать ей.
Безумие главного героя отлично проиллюстрировано и из-за этого его не ненавидишь, а жалеешь: как его, так и его жертв.

Относительно небольшой объём произведения делает историю динамичной и бодрой, без растягивания произведения ненужными водянистыми диалогами и жеванием соплей. Неумолимая близость надвигающегося ужаса давит своей предопределённостью, а синдром "heavy rain" только добавляет кошмарной атмосферы. Хорошо прописаны внешние проявления характера и истеричности Бейтса, а также явно иллюстрируется мысль, что зачастую преступники не ведут себя как хладнокровные и супер расчётливые гении, а спотыкаются об ошибки, путаются в показаниях, явно врут, ведут себя очень странно и, что самое главное, учатся на этих ошибках. Часто следователи говорят: "в 90% случаев виновный ведёт себя как виновный"; и в этой истории это показано. Диалоги Бейтса с мамой и линейное повествование также только добавляют плюсов.

Пожалуй, главные выводы этой истории просты:
Все люди могут ошибаться;
Мы не знаем что творится в голове у другого;
Безумие обременительно для всех -- от безумца до его жертв -- и иногда мы несём за это ответственность.

Но, Господи, эта книга стала для меня идеальным ретро-представителем саспенса. Подумать только -- заплесневелый 1959 год!