Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 июля 2023 г. 11:23

808

4

Нокс. Я ничего не хочу, кроме вас. Я устал. Теперь мне нужны только вы. Я слишком долго мечтал о недостижимом идеале...

Маргарет. Вот оно что! Значит, теперь вы хотите поступиться ради меня вашим идеалом?.. Я не хочу, чтобы вы себе изменяли, я хочу, чтобы вы были тем, кого я знаю. И шли вперед, а не сворачивали назад. Трусом быть легко; что может быть легче, чем признать себя побежденным? Но я не могла бы полюбить труса. Разве вы могли быть мне так дороги, если бы проявили слабость?

Вот так и узнаёшь неожиданно к середине жизни, что один из твоих любимых авторов писал, оказывается, не только романы и рассказы, но ещё и создавал пьесы. Вот только книжные открытия не всегда, к сожалению, бывают приятными - случаются открытия и так себе...

Компактный формат пьесы априори предполагает стремительность и динамичность - в развитии сюжета и раскрытии характеров персонажей. Нет здесь совершенно "экранного времени" для вдумчивого, неспешного погружения читателя в атмосферу и предысторию происходящих событий. Нет, как оказалось в случае с Лондоном, и времени на формирование взглядов героев. Убеждения, складывающиеся, вынашиваемые годами, здесь отчего-то меняются чуть ли не в мгновение ока. Пожалуй, именно данное обстоятельство и раздосадовало меня более всего в этом любопытном со всех точек зрения драматургическом опыте знаменитого американского классика. Могу поверить, кажется, во всё: в загробную жизнь (если не свою, то близких), инопланетян и существование снежного человека, "пространство вариантов" по Зеланду и прочее, и прочее... (богатый в прошлом опыт увлечения эзотерической литературой нет-нет да и дает о себе иногда знать), но в верить в то, что человек засыпает убежденный в чем-то одном, а просыпается убежденным в прямо противоположным, я отказываюсь безоговорочно и категорически. Ну не бывает так! Если бы подобное было бы хоть чуточку возможным, реальным и правдоподобным, вмиг бы отпала всяческая потребность в коучах. Если бы так легко можно было бы менять "содержимое головы" (мнения, принципы, убеждения), это была не жизнь, а фантастика!

Лондон, в присущей ему извечной манере, вновь ставит перед героями (и читателем заодно) непростой жизненный выбор. Говарду Ноксу и Маргарет Чалмерс предстоит выбрать между счастьем для себя (эгоистичным и мелким, по мысли писателя) и жизнью для других, во благо общества и высших идеалов, не замыкаясь в низменных жизненных интересах, к коим автор относит в этот раз и любовь.

Героев, мечущихся попеременно между этими двумя полюсами, понять было сложно, порою почти невозможно. Горько всегда наблюдать за тем - что в жизни, что в литературе - за тем, как люди предают свои идеалы - да даже хотя бы ради любви!.. Все-таки стремиться надо всегда к высшему, отстаивая справедливость, делая наш мир капельку лучше. Не надо ломать себя и изменять себе в угоду кому-то, не надо отказываться от собственных целей, а близкие - по-настоящему родные - люди всегда поддержат и поймут.

Замечания у меня в этот раз были не только к умозрительной философской начинке пьесы, но и к ее композиции: затянутость некоторых сцен сказалось на книге не лучшим образом.

Разговоры о морали, которыми так богата пьеса, казались лишними в контексте поведения самих героев, необдуманные поступки персонажей давали не раз пищу для пересудов, и вполне справедливых.

К достоинствам пьесы отнесу великолепный слог, извечную злободневность и яркие диалоги. Любителям Лондона не советую - романы лучше) Любителям пьес вполне может и понравиться: острые конфликты делают чтение увлекательным.

Я так устала, Говард. Я никогда не любила своего мужа. Я продала себя во имя своего идеала. И часто теряла веру, веру во все - в бога, в человека, в конечную справедливость. И только вы вернули мне эту веру, вы разбудили меня.

Клуб "Драматургия"