Больше рецензий

6 июля 2023 г. 01:59

406

2.5 Это такое всепоглощающее, такое эгоистическое чувство, что я почти стыжусь его, а грусть всегда внушала мне уважение

Франсуаза Саган представляет перед нами эгоизм в обличии юной девушки Сесиль. Сесиль милая, обаятельная девушка, которая вернулась к своему отцу по окончанию двухлетнего пребывания в пансионате после гибели матери.

Ее отец – Реймон – предстает перед читателем в лице беззаботного, ветреного, легкомысленного мужчины, который "меняет женщин, как перчатки"  для утешения мужского самолюбия. Автор показывает нам как это происходит в моменте появления Анны на вечере в роскошном наряде. Здесь также можно обратить внимание, как отец девушки затмён образом Анны и желанием заполучить ее в знак собственной притягательности, что вовсе забывает про юную спутницу по имени Эльза.

Отец с дочерью имеют одни взгляды на жизнь, казалось бы пребывание девушки в пансионате должно было направить ее на верный жизненный путь, но увы... Девушка рьяно вливается в образ жизни отца:

«Я ничего не знала — он открыл мне Париж, роскошь, легкую жизнь. Наверное, большинством моих тогдашних удовольствий я обязана деньгам — наслаждением быстро мчаться в машине, надеть новое платье, покупать пластинки, книги, цветы. Я и по сей день не стыжусь этих легкомысленных удовольствий, да и называю их легкомысленными потому лишь, что их так называли при мне другие.»

Она веселится на протяжении своих каникул и беззаботно проводит лето вместе с молодым человеком – Сирилом. К Сирилу Сесиль испытывала притягательные чувства, но на равне с этим она имела следующее мнение:

«Мне нравилось такое представление о любви: скоропалительная, бурная и мимолетная. Я была в том возрасте, когда верность не прельщает. Мой любовный опыт был весьма скуден — свидания, поцелуи и быстрое охлаждение.»

Бесспорно, именно родители формируют в нас первоначальные взгляды на жизнь, но будь девочка более сообразительной она бы сформировала собственные взгляды на жизнь учитывая ее достаточно длительную разлуку с отцом. Ведь в пансионате не просто так проводят время за чашкой чая. В силу своего юношеского максимализма, также эгоизма и банального нежелания становится взрослым человеком с обязанностями, ответственностью – Сесиль прибегает к жалкому и отратительному маневру избавиться от Анны, которая была совершенно другой:

«В свои сорок два года это была весьма привлекательная, изящная женщина с выражением какого-то равнодушия на красивом, гордом и усталом лице.»
«Держалась она приветливо, но отчужденно. Все в ней говорило о твердой воле и душевном спокойствии, а это внушало робость.»
«Впрочем, у нас был разный круг знакомых: она встречалась с людьми утонченными, умными, сдержанными, мы — с людьми шумными, неугомонными, от которых отец требовал одного — чтобы они были красивыми или забавными.»
«Она придерживалась строгих норм хорошего вкуса и деликатности, и это нельзя было не почувствовать в том, как она внезапно замыкалась в себе, в ее оскорбленном молчании, в манере выражаться. Это и подстегивало меня и утомляло, а в конечном счете унижало — ведь я чувствовала, что она права.»

Сесиль прекрасно понимала своего отца и предполагала, что Анна не задержится, как и все остальные женщины. Но Анна была другой:

«Ведь и с тем, чтобы остаться такой же любовницей, как другие — то есть временной, Анна тоже никогда бы не примирилась. Ох, как усложняло нам жизнь ее чувство собственного достоинства, самоуважения!…»

Что и отразилось на дальнейшем решении отца – жениться на Анне. Сесиль была равнодушна, так как по-прежнему была уверена в его легкомысленности, пока не заметила перемену в поведении. Что и послужило первой причиной для "спасения отца от влияния Анны".  Со стороны Сесиль было эгоистично игнорировать чувства Анны к Реймону. Ведь она была искренне влюблена и также сильно была разочарована в результате реализованного плана Сесиль.

В угнетенном состоянии Анна намеревается покинуть это место и под порывом тяжёлых эмоций, женщина не справляется с управлением автомобиля и попадает в аварию, в последствии которой ей не удалось выжить.

К сожалению, несмотря на трагизм в данном произведении эгоизм и своенравие осталось присуще героям:

«И я подумала, что снова — даже в том, как она умерла, — Анна оказалась не такой, как мы. Вздумай мы с отцом покончить с собой — если предположить, что у нас хватило бы на это мужества, — мы пустили бы себе пулю в лоб и при этом оставили бы записку с объяснением, чтобы навсегда лишить виновных сна и покоя. Но Анна сделала нам царский подарок — предоставила великолепную возможность верить в несчастный случай: опасное место, а у нее неустойчивая машина… И мы по слабости характера вскоре примем этот подарок. Да и вообще, если я говорю сегодня о самоубийстве, это довольно-таки романтично с моей стороны. Разве можно покончить с собой из-за таких людей, как мы с отцом, из-за людей, которым никто не нужен — ни живой, ни мертвый. Впрочем, мы с отцом никогда и не называли это иначе как несчастным случаем.»


В заключение хочу сказать, что это поучительная история, для юных читателей, которая имеет приятный и лёгкий слог. Франсуа Саган подняла актуальные темы и отобразила их великолепно. Но по отношению ко мне произведение оказалось не по возрасту.

Комментарии


Читала эту книгу, когда мне было лет 16. Тогда даже понравилось. Если я правильно помню, там очень яркий финал с машиной.
Сейчас мне было бы неинтересно её перечитывать. Возможно, это произведение из тех, которые нужно читать в определённом возрасте и состоянии души.


Да, я согласна с Вами. Для книги действительно нужно иметь определенный жизненный опыт и определенный взгляд на жизнь, я бы даже сказала, эта книга, как раз для их расширения. Отлично подойдёт юным читателям, которые смогут проанализировать эту ситуацию со своей призмы юношеского максимализма
Вы правы, финал с машиной яркий и мне было искренне жаль Анну, она единственная испытывала сильные эмоции по отношению к ним двоим

Эх, аж ностальгия какая-то накатила)))


Это приятное чувство)