Больше рецензий

30 июня 2023 г. 15:23

370

5 Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть

Роман Стефана Цвейга «Нетерпение сердца» стал для меня открытием. Считаю, что данное произведение является настоящей жемчужиной европейской литературы.

Книга захватывает с первых страниц, повествование льется так завораживающе плавно, что от чтения трудно оторваться. 

Сюжет гениален в своей простоте, но эта простота не была бы такой очаровательной, если бы не талант автора. Цвейг как будто сам проживает чувства не только главного героя, но и всех остальных ключевых персонажей. 

Что касается героев, то мне очень импонирует, когда в книге, как и в жизни, отсутствуют явно положительные или отрицательные персонажи. Это относится  и к эпизодическим «ролям»: слуга Кекешфальвы, аптекарь, сослуживцы Гофмиллера, но ярче всего проявляется в ключевых фигурах.

Господин Кекешфальва - бывший ростовщик и скряга, разоривший многих людей, в настоящем потерявший жену и желающим только выздоровления самого близкого человека.

Эдит - глубоко несчастная парализованная молодая девушка, в то же время избалованный, инфантильный, совершенно незрелый ребенок.

В целом семейство Кекешфальва вызывает неприязнь и сочувствие одновременно. 

Доктор Кондор - кажется положительным персонажем, но даже такие умные и благородные люди способны на роковую ошибку.

Антон Гофмиллер - человек, фактически отвергнутый родными, живущий поначалу лишь своей казармой, а затем - нетерпением сердца, малодушным сочувствием.  Гофмиллер является главным и самым противоречивым персонажем.  Сначала кажется, что он человек с тонкой душевной организацией, потом - подлец, а в конце понимаешь, что он попросту был глуп в свои 25 лет. 

Кстати, в книге несколько эпизодов связаны с суицидом, что совсем неспроста. Молодые люди до 25 лет склонны к суициду, связанному с душевными терзаниями, особенно на почве депрессии. Сам автор, будучи взрослым состоявшимся человеком, но, тем не менее, тонко чувствующим мир вокруг, покончил с собой 1942 году, под влиянием ужасов Второй мировой войны.  Роман же был написан в 1939, в год начала войны. 

В этой связи отмечу, что эпиграф романа - не единственная его мораль. Чтобы это подтвердить и завершить рецензию достаточно привести одну цитату из начала книги:

«Если уже сейчас, в мирные дни, всеобщее раболепство благодаря самоновейшим методам пропаганды достигло невероятных размеров, то в минуту, когда по радио прозвучит приказ о мобилизации… ни о каком сопротивлении и думать нечего. 

Человек лишь песчинка, и в наши дни его воля вообще не принимается в расчёт».