Больше рецензий

HaycockButternuts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба и околовсяческих наук

27 июня 2023 г. 22:11

826

5 Лишний человек эпохи развитого социализма.

Александр Вампилов совершенно уникальный драматург. И дело даже не в ярких и психологически точных образах. Драматургия Вампилова - это своего рода синтез жанров. Нечто, соединяющее в себе прозу, драматургию и киносценарий. И даже несмотря на то, что вы видели его пьесы в театре или на телеэкране, Вампилова нужно обязательно читать. И прежде всего обращать вниманиеи на  авторские ремарки.   Во-первых, там много нюансов для понимания персонажей, а во-вторых... Во-вторых,  Вампилов не просто писал пьесы . Он практически ставил на бумаге готовый спектакль, где сам выступал в роли режиссера.

"Утиная охота" - одна из последних пьес  Вампилова. Своего рода итог его творчества. Я очень долго размышляла над названием. Пока наконец не поняла, что "Утиная охота" - это обман, когда селезень, распустив хвост летит к  утке. Ну, или наоборот, утка к селезню, не важно, дело в том, что вместо живой птицы его ждёт лишь деревянная фигура, за которой таится смерть. А что такое есть жизнь, если не точно такой же обман?

ОФИЦИАНТ. Витя, глаз у тебя на месте, и рука нормальная, и все ты понимаешь, но как дойдет до дела — ты не стрелок. А почему? Потому что в охоте главное — это как к ней подходить. Спокойно или нет. С нервами или без нервов... Ну вот сели на воду, ты что делаешь?
ЗИЛОВ (поднялся). Как — что я делаю?
ОФИЦИАНТ (перебивает). Ну вот. Ты уже вскакиваешь, а зачем? Ведь это все как делается? Спокойно, ровненько, аккуратненько, не спеша.
ЗИЛОВ. А влет? Тоже не спеша?
ОФИЦИАНТ. Зачем? Влет бей быстро, но опять же полное равнодушие... Как сказать... Ну так, вроде бы они летят не в природе, а на картинке.
ЗИЛОВ. Но они не на картинке. Они-то все-таки живые.
ОФИЦИАНТ. Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мертвые. Соображаешь?

К главному персонажу вернёмся чуть позже. С этой цитаты и с этого официанта Димы я начала совсем не зря.  Дима - совершенно нехарактерый для советского искусства образ.  Обычно подобным персонажам особого значения не придавали, однако, думаю,Вампилов, создавая этого Диму, все-таки что-то подозревал и видел очень далеко. Именно вот такие Димы через десяток лет плотно взяли в свои руки власть и стали хозяевами той жизни, в которой Зиловым места не предусмотрено.   Совсем не случайно Зилов называет его лакеем и не случайна реакция Димы на это слово.Дима никогда не попадётся на подсадную утку. Он совершенно точно знает, чего хочет и как этого достигнуть. Впрочем, в той или иной степени это знают все действующие лица. Кроме, разумеется, Зилова. Не утонет Саяпин. Жена не позволит. Очень ловко и успешно пристроится Кузаков. Да и Кушак, думаю, не пропадёт. А вот Зилов в прекрасном далёко не даже не предполагается по умолчанию. Никогда он ни в какое Прокрустово ложе не влезет. Ни в развитой социализм, ни в недоразвитый капитализм. Если сам с собой не разберется, то через короткое время Дима со товарищи помогут. И венок принесут. От "скорбящих" друзей. А потом забудут. Или будут рассказывать долго и нудно, каким прекрасным и талантливым человеком был Зилов, и как его все любили. Кстати, в самой пьесе это всё есть.

ВАЛЕРИЯ. Вы только подумайте, вчера он собирался на охоту, шутил... Еще вчера! А сегодня?!
ВЕРА. Такого я от него не ожидала. Он был алик из аликов...
КУШАК. Какое несчастье!.. Я никогда бы этому не поверил, но, знаете ли... Последнее время он вел себя... Я далеко не ханжа, но я должен сказать, что он вел себя весьма... мм... неосмотрительно. К добру такое поведение не приводит.

Итак, Зилов, центральный персонаж. Начнём аb ovo. т.е. с фамилии. Конечно же здесь прямая аллюзия с легенданым автомобилем, одним из самых мощных и манёвренных в СССР.  Наш герой тоже обладает  достаточно сильным  потенциалом ума и способностей.  Но развернуть их в полную силу не может, а потом уже и не хочет. Т.е., если допустимо такое сравнение, это прекрасная машина , которая в лучшем случае используется для перевозки велосипедов, но большую часть времени простаивает в тесном гараже и  постепенно ржавеет.

За такое свое прозябающее существование Зилов начинает мстить ... самому себе. Он мечется, как рыбка в банке от одной стеклянной стенки к другой. И вроде бы все есть, но чего-то не хватает. "А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой". Лишний человек эпохи развитого социализма. Тесно ему, в этой новенькой бетонной коробке, душно. Но выхода нет: за окном бездорожье. Вопрос в том, кто здесь подсадная утка и для кого? Что так отчаянно манит к себе и на поверку оказывается лишь чучелом-миражом?

Главная проблема Зилова - невостребованность. Ум на месте, руки на месте, все есть. Но никому не нужен. Жить без правил нельзя, а по правилам он не умеет. Да и кто эти правила написал-издал? Десяти заповедей Зилов, в силу возраста, не знает, а от Морального кодекса строителя коммунизма его с души воротит.

Зилов словно пытается сказать всем:"Да, я такой! Неприкаянный, злой, пьющий, усталый, да , я и сам не знаю,чего хочу. Но другим я не буду! Полюбите меня! Искренне полюбите! Вот такого, может быть в чем-то вам неприятного, отталкивающего! Но я все равно человек! И ищу, как Диоген, человека. Днём, с фонарём! Не нужно меня жалеть. Полюбите!"

Ведь не зря ж он кричит вслед уходящей жене:"Я люблю тебя!" Вернись она в этот момент, и возможно все изменится, все пойдёт по другому. Но не вернётся. Потому что гладкого и правильного любить легче, нежели такого, как Зилов. Нет, неправильно я сказала. Любит Галина, конечно, Зилова. Но жить легче со спокойным и уверенным в себе "другом детства".

Наверное, кто-то спросит, а почему ж этот Зилов, который так ищет настоящей любви, вдруг прогоняет от себя эту чистую душу Ирину? А потому и гонит, что у него самого нет будущего. И не хочет он убивать в лёт этот наивный, тянущийся к солнцу цветок. Но , отталкивая Ирину, он, безусловно . причиняет ей боль, с которой она будет жить до конца дней. Веру в чувства и искренность, во всяком случае, он из души Ирины вырвал с корнем. И себя он тоже вырвал с корнем. С кровью оторвал от  умирающего отца, протягивающего руку заблудшему сыну.

И что же в итоге? Нет, не наложит Зилов на себя руки, не сделает роковой выстрел. Не потому что страшно, а потому что он уже и так мёртв. И лежит на кровати совершенно неподвижно.  Пока жив. Но не надолго.

Я сознательно не коснулась в рецензии знаменитой экранизации с Олегом Далем в главной роли. Надеюсь, поговорим в комментариях. Если будет желание.  Мне есть что за это сказать. Надеюсь, и вам.

Скажу только, что вольно или невольно, меняя название, чтоб спасти фильм от советской цензуры,  режиссер Виталий Мельников вдруг вложил в  окончательное название авторский замысел Вампилова: "Ныне отпущаеши раба твоего"

Читать/ не читать. А я уже, собственно, об этом сказала в самом начале.

o-r.jpg


Комментарии


Только морально грязных людей воротит от Морального кодекса...


Моральный Кодекс - система. А Зилов не вписывается ни в какую систему, независимо от названия. " А этот выпал из гнезда" помнишь?Такие люди есть всегда и везде. Они  - не жильцы.


Не умеют ходить строем и ездить в общем вагоне. Но их большая беда в том, что они знают, что "всё не так, ребята", но КАК  ПО-ДРУГОМУ не знают.


Строем не умеют, но пользуются социальными благами, завоёванными нашими дедами кровью, охотно и чем-то само собой разумеющимся ))


Социальные блага в виде квартиры и телефона - это да. Но, видимо, маловато будет.

«Мне дождя, и радуги,

И руки — нужней

Человека надоба

Рук — в руке моей.»


Ну вот дохотелись радуги и народную власть похерили, посадили себе на шею паразитов - барыг и ростовщиков, ввергли в ненужные войны. Зато теперь с радугой.


Кого ищешь. Диоген?

-Человека!

—Днём, с фонарём?!

-Человека!


что-то мне не зашли пьесы Вампилова, какая то ветхость построения диалогов ввергла в неописуемую скуку... не знаю почему... не дочитал...
а вот фильм смотрел давно, в юности и помню, что он оставил тягостное послевкусие...
может пересмотреть???


Он не мог оставить друго чувства. Это была основная задача, поставленная перед собой исполнителем главной роли.  Он просто рассказал о себе, талантливом человеке, которому в его времени нет места.