Больше рецензий

fenixsetta

Эксперт

Эксперт по кирпичам и неожиданному выбору

25 июня 2023 г. 20:27

302

3 Заунывный ретеллинг "Илиады"

Кажется, чтобы запороть книгу, написанную по уже известному хорошему сюжету, нужно очень постараться. Чтобы максимально скучно написать книгу с острыми социальными и этическими темами, тяжелыми и жестокими эпизодами, высоким возрастным рейтингом и огромном количеством страданий (читайте: пространством для раскрытия персонажей "на грани", психологизма и очень легким способом вывести читателя на эмоции) — нужно иметь талант. И к сожалению, у автора этой книги есть именно этот талант.

Оговорюсь сразу: книга пытается поднимать важные темы, с очень важной точки зрения. Затронутые темы для кого-то могут оказаться неприятными, чаще всего они замалчиваются и я понимаю, почему автор решил рассмотреть сюжет именно с этого ракурса. Но. Можно было это сделать так, чтобы и читать было приемлемо и интересно хотя бы?

Как история — интересный ретеллинг.

Как книга — неудавшийся эксперимент.

Сюжет — пересказ "Илиады" с точки зрения Бриссеиды, сюжет начинается не очень задолго до событий поэмы и заканчивается чуть дальше ее конца. Все события идут на фоне, читателю практически все время показывают, как тяжело девушке оказаться бесправной рабыней. Первые пять страниц это ужасает. Еще страниц двадцать героине сочувствуешь. Через страниц пятьдесят начинаешь понимать, что она говорит одно и то же, не происходит ничего нового, от чего становится очень и очень заунывно.

Пространство для раскрытия темы и персонажей есть — но автор им не пользуется, предпочитая целомудренно замалчивать все детали (что забавно, потому что эти "острые" моменты и тяжелые эпизоды — единственный момент, реализм которого сделал так, что книгу читать бы стоило) и постоянно заезженной пластинкой говорить очевидные вещи, мол "война — игрушка мужчин, а мы от нее страдаем". Эффект достигается обратный: героям ни сочувствовать не хочется, ни обещанного триллера тут нет.

Кроме того, Бриссеида — тот самый персонаж, который не будет делать ничего, даже если вокруг нее разворачиваются эпохальные события. Она лишь пассивно реагирует на происходящее, ноет и плачет. Конечно, ее можно понять... Но как главный герой она — далеко не самый удачный выбор. Динамика просто никакая.

Слог у книги неплохой. До тех пор, пока автор не понимает, что все очень уныло, и не вводит главы от Ахилла, при этом ломая в них к чертям все повествование. Примерно с этого момента начинается одновременно повествование в прошедшем времени (от лица Бриссеиды), в настоящем (от лица Ахилла), в прошедшем (когда Ахилл разговаривает с Патроклом) и в будущем (случайные фрагменты, которые, вроде привязаны к Патроклу, а вроде и нет).

Немного занудства и деталей

Например, 27 глава от лица Бриссеиды написана в прошедшем времени, а 28, от лица Ахилла — уже в настоящем, причем так неудачно, что эффекта погружения не происходит никакого. Автор все равно использует слова "поначалу", "дальше", будущее время... Зачем тогда повествовать "в моменте", раз автор все равно знает и будущее и прошлое и постоянно скачет по временам?

И ах да. В определенный момент Ахилл посмотрит на Патрокла, который "собрал волосы" — и все, дальше ВСЕ повествование снова идет в прошедшем времени. А следующая глава снова начнется в настоящем времени. Для того, чтобы в 30 главе снова фокус вернулся к Бриссеиде и она продолжила повествовать в прошедшем времени. Что за фигня?

свернуть

В итоге, если вы знаете сюжет "Илиады" и не любите, когда книга пытается давить на жалость с помощью дешевого морализаторства и повторения прописных истин — лучше пройдите мимо.  Книга очень однообразная, и мне лично было очень скучно.