Больше рецензий

Williwaw

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 марта 2014 г. 19:43

78

2

Бывает, читаешь о вещах, в которых ничего не понимаешь, но скучно не делается - даже, наоборот, любопытно становится. Но это не тот случай. В книге столько современной философии, столько примечаний и цитат, столько заумных формулировок и сложных терминов, что читать её мне было тяжело и неинтересно.

Это особенно обидно, поскольку от двух других романов Хустведт, "Что я любил" и "Печали американца", я была в полном и безоговорочном восторге.

Сири Хустведт снова, как и в вышеупомянутых романах, пишет о современном искусстве и интеллектуалах в Нью-Йорке, но у "Пылающего мира" необычайно высокий контекст. Основной костяк романа - выдержки из дневников художницы, для которой совершенно естественно мимоходом упомянуть Гуссерля или Кьеркегора, чтобы проиллюстрировать какую-то мысль. От сносок, фамилий и аллюзий пестрит в глазах. Даже само название книги - отсылка к одноименному фантастическому роману 1666 года, авторства Маргарет Кэвендиш, дань уважения женщине-первопроходцу в области литературы и философии в те времена, когда писательницы предпочитали подписывать книги мужскими именами.

И вот, представьте себе, в 21 веке, в Нью-Йорке, пусть не герцогиня, но столь же богатая и образованная женщина-интеллектуалка сталкивается с похожей проблемой: её творчество не воспринимают всерьез коллеги-мужчины, а критики-мужчины называют её произведения наивными и пустыми. Она внезапно осознает, что ей уже под шестьдесят, вся жизнь позади, а она так и не добилась славы и признания, хотя посвятила искусству всю свою жизнь. И тогда, отчаявшись, она затевает масштабную мистификацию: а что если выставить свои работы под масками трех художников-мужчин?

При этом она изо всех сил пытается убедить себя, что это больше, чем попытка доказать дискриминацию женщин в мире искусства - нет, это широкомасштабный философский эксперимент! В рамках этого эксперимента она совершает какие-то совершенно несуразные (на мой взгляд) вещи - затевает сумбурные ролевые игры, мастерит причудливые инсталляции, пытается "слиться" психологически с выбранными ей для эксперимента героями-мужчинами и обнаружить глубинного мужчину в себе.

Если честно, я вообще не очень понимаю современное искусство, но после "Что я любил" мне казалось, что я увидела в нем какие-то отблески смысла, поняла, о чем все эти безумные инсталляции, видеоролики и прислоненные к стенам розовые доски. После "Пылающего мира" я снова думаю, что это всё полная чушь. Особенно, когда вспоминаю, как в книге главная героиня защищала творческие порывы художника, покрывающего пятнами своей спермы стопки книг и журналов и выставляющего это в галереях. Я всё-таки дочитала и даже местами восхитилась стилем автора, но в целом роман мне показался претенциозным и пустым.