Больше рецензий

quarantine_girl

Эксперт

без особой фантазии

21 июня 2023 г. 12:52

970

5 О том, что нельзя говорить

Плейлист с песнями из названий

Мне крышка, мой друг
Привыкай — будешь первым в стае
Прошу, экран, пусти меня
Вы говорили со мной не о том
Чтоб зачерпнуть тебя глоток
И есть еще краски, но нет холста
Мои глаза закрыты, а в ушах вата
И продолжатся двадцатые годы
Здесь первые на последних похожи
Позор и слава в их крови
Ты надела все самое красное
Вишневые кости метят в висок
Я, наверное, смогла бы уйти с тобой
Мы выпускаемся в осень
Вдруг гайка раскрутилась
И дети прячутся
Оставляя этот берег в миноре
Своих посильнее бей
Можешь ставить мне кол
В бочке меда к ложке дегтя
Стряхиваю пепел в это небо
И снится палка ее спине
Мины превращаются в белые цветы

За замеченное послание в названиях спасибо этой статье в LiveJournal

И, знаете, я буду очень настойчиво советовать читать эту книгу под тот плейлист. Атмосфера тех песен и настроение этой книги очень схожи, а вместе они смотрятся более чем... правильно, если так можно выразиться. Одновременно горько, остро и ярко.

И очень надеюсь на то, что когда (да, я не хочу в данном случае использовать "если") эту книгу будут начитывать, то все эти песни хотя бы фрагментами тоже будут там звучать.

— Говорят, что школа — это модель общества. Так и есть. Политика, власть, религия — все это сплетается в школе. И всегда есть те, кто этим живет, а есть те, кто на этом…
— Наживается.

Основное место действия — школа. И да, это часто используется разными авторами, пишущими по-разному и в разных жанрах: и Стефани Майер - Сумерки , и Владимир Железников - Чучело тоже описывали школьную жизнь, но ведь принципиальная разница не в стране, в которой их написали, и не в описанном времени, не так ли?

Выглядит эта школа реалистично? Думаю, да. У меня в школе было спокойнее, но какие-то отблески этой истории в своих воспоминаниях, не только в школьных воспоминаниях, я находила легко, поэтому поверить в события, любые события, было очень просто.

Появляется Егор в клетчатой рубашке и с большим стаканом кофе, на котором маркером написано «Иностранный агент».
Елена Георгиевна (почти швыряет ему распечатку регламента). Будьте добры, ознакомьтесь. Вон ваше место. Туда и идите.
Тычет в дальний угловой стол с табличкой «Наблюдатель», отгороженный спортивными снарядами.
Егор. Серьезно, за козла посадите?
Елена Георгиевна (тихо, но так, чтобы он услышал). Так вам не привыкать за козлов сидеть.

На самом деле я больше удивлена не тому, что эта книга получила премию "Лицей" — она действительно настолько хороша, если даже не лучше того, — я больше удивлена тому, что её вообще пропустили в печать. И больше всего я боюсь того, что однажды из-за цензуры и страха перед иным мнением эту книгу запретят, а её авторку попытаются отменить.

«Сейчас на интернет-сервисах, например, вы найдете сериал «Фандорин». Там автор заговаривает на «опасные темы», но при этом события идут в альтернативной реальности — в России, которая не прервала монархическую линию. То есть там что-то происходит, но это вроде бы и не сейчас… Уход в другие времена, использование иносказания может стать распространенным в том случае, если автор захочет высказаться как-то иначе, чем сегодня принято, — отмечает Ася. — У нас в разное время в стране были ограничения. Фильмы, книги складывались на полки. Но я не думаю, что сейчас кто-то будет всерьез заниматься авторами, у которых тиражи менее 200 тыс. экземпляров».

из этого интервью

И ведь даже ЛВПГ оказался забанен законом в основном из-за своей популярности, что подтверждает множество других книг о геях, которые спокойно продаются в магазинах и сейчас. И получается, что каждый читатель и угрожает "острой" книге, и помогает распространять её идеи. Палка о двух концах, короче говоря.

Кто-то герой — на коне и с копьем. Кто-то змей. Но каждый из вас считает героем себя, а змеем — противника. А кто все остальные? Конь. Средство. Без доспехов, копья, безоружный перед змеем — и перед своим героем, впрочем, тоже.

А между тем эта книга и о борьбе с нашими, вашими, чужими и неправильным, и о простой жизни, и о травмах, которые не уходят со временем. Не столько о политике, сколько о людях и том, что они делают.

Сюжет одновременно и из тех, которые закидывают героя к дорожке в лес, а там чем дальше — тем больше дров, и из тех, где события сразу огорошивают и запутывают-опутывают читателя. Повествование ведётся в трех временных линиях, поначалу это трудно воспринимать, но дальше становится интереснее, понятнее и привычнее. Степень ужасности происходящего частично видна и в первых главах, но и этого "частично" вполне достаточно для того, чтобы понять, что это не лёгкий романчик.

— Для меня в свое время это стало откровением, но я и правда люблю свою работу. Люблю приходить в класс и открывать учебник. Люблю встречать новых ребят. Люблю видеть, как они меняются и взрослеют, как выпускаются и уходят. Люблю понимать, как по-разному они читают одни и те же тексты. Люблю школьную программу и люблю делать так, чтобы ее любили другие. Вот, что я люблю. Вот, о чем думают многие, когда идут работать в школу. Большинство учителей просто хочет учить, понимаешь? Не писать бесконечные планы и отчеты. Не сгонять детей на митинги, а родителей на выборы.

А ещё эта книга о любви. Любви к своей работе, любви к детям, к образу жизни и самой жизни. Любви взаимной, взрослой, робкой, неправильной по меркам общества. Любви-уважении. Любви, дарящей свет и счастье, создающей несчастья и опасной, создающей нечто новое — хорошее и плохое. О любви к Родине и своим идеалам и принципам. О любви, из-за которой врешь, защищаешь, страдаешь. О любви, которой недостаточно много, и о любви, которой слишком много. Любви к правде, справедливости и "фантикам". О любви к героям и символам.

Эта книга покажет вам и то, что любой рассказчик может оказаться ненадежным. То, что любой не только видит свою историю по-своему, но ещё и может иметь какой-то умысел в том, чтобы говорить всё ну уж очень по-своему.

В общем, изумительная, необыкновновенная, потрясающая книга. Очень рекомендую её