Больше рецензий

19 июня 2023 г. 16:27

838

5 О вере и обрядоверии.... или О силе христианской молитвы...

картинка GaarslandTash

Это издание "Тараса Бульбы" из буккросинга датируется 1967 годом. Примечательно, что выпустило его в свет издательство "Детская литература", известное качественным иллюстративным материалом. Однако в данном издании, к моему великому удивлению издатели использовали только одну иллюстрацию (на фото). Правда настоящим украшением книги является статья "Гениальная повесть Гоголя" и Глоссарий с пояснением непонятных слов. И всё же для издания, адресованного детской аудитории такое отношение вызывает лёгкое недоумение. Более же всего меня поразило, что оно практически не адаптировано для юношества. Для меня неясно чем руководствовались господа-издатели оставляя в печатном варианте издательства "Детская литература" сцены жуткого насилия. И это при том, что многие произведения мировой классической литературы это издательство публиковало со значительными купюрами. Но как можно было оставлять в тексте для детей подобное:

"Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу, — словом, крупною монетою отплачивали казаки прежние долги..."

Такое и взрослому человеку читать жутко, а как подобное может повлиять на детскую неокрепшую душу?

И как мог Николай Васильевич написать такое о персонажах, которых он в своей повести представляет как положительных. Полноте, а почему это мы решили, что запорожцы у Гоголя положительные герои? Особенно если учесть само отношение автора "Миргорода" к христианской вере. Безусловно, героическая патетика в описании батальных сцен запорожцев с ляхами присутствует, но насколько же разнится с этим гоголевский подтекст. Особенно это хорошо проявляется в сцене в осаждённом запорожцами Дубно, который мы видим глазами Андрия. Не случайно пьяной вакханалии запорожцев автор противопоставляет читателю сцену молитвы в католическом соборе. Молитвы о ниспослании чуда, об избавлении от беды:

"У одного из алтарей, уставленного высокими подсвечниками и свечами, стоял на коленах священник и тихо молился. Около него с обеих сторон стояли также на коленах два молодые клирошанина в лиловых мантиях, с белыми кружевными шемизетками и с кадилами в руках. Он молился о ниспослании чуда: о спасении города, о подкреплении падающего духа, о ниспослании терпения, об удалении искусителя, нашептывающего ропот и малодушный, робкий плач на земные несчастия. Несколько женщин, похожих на привидения, стояло на коленах, опершись и совершенно положив изнеможенные головы на спинки стоявших перед ними стульев и темных деревянных лавок; несколько мужчин, прислонясь у колонн, на которых возлегали боковые своды, печально стояли тоже на коленах. Окно с цветными стеклами, бывшее над алтарем, озарилось розовым румянцем утра, и упали от него на пол голубые, желтые и других цветов кружки света, осветившие внезапно темную церковь. Весь алтарь в своем далеком углублении показался вдруг в сиянии; кадильный дым остановился в воздухе радужно освещенным облаком. Андрий не без изумления глядел из своего темного угла на чудо, произведенное светом..".

Причём молятся все. От мала до велика. Молятся не только в соборе. Молятся и стражники на боевом посту, и богато убранный воин:

"На верху лестницы они нашли богато убранного, всего с ног до головы вооруженного воина, державшего в руке молитвенник. Он было возвел на них истомленные очи, но татарка сказала ему одно слово, и он опустил их вновь в открытые страницы своего молитвенника..."

Кстати, решение о переходе Андрия на сторону ляхов было продиктовано именно этим. Он не только воочию лицезрел силу настоящей христианской молитвы, но и убедился в её действенности. Обречённые жители Дубно, возносившие молитвы о спасении ко Христу были спасены, а упившиеся запорожцы посрамлены... Это ли не причина поменять веру? Да и веру ли? Запорожцы, изображённые в гоголевской повести совершенно не соответствуют христианскому званию. Ну какие это христиане, если вся вера их сводится только к посещению церкви, да наложению на перси креста ? Гоголь изображает этих "героев" скорее как волков хищных, способных только на разбой.

В "Тарасе Бульбе", как и в своих "Петербургских повестях" Гоголь неоднократно указывает на библейские аллюзии. В частности, в сцене разделения запорожского войска на две части явственно ощущается "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит". из Евангелия от Матфея, предвещающее трагический конец походу запорожцев. Причём конец не только оставшимся с Тарасом Бульбой под стенами Дубно, но и тем, кто отправился на выручку товарищей из татарского плена:

"Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на Сече, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство. И те, которые отправились с кошевым в угон за татарами, и тех уже не было давно: все положили головы, все сгибли; кто положил в самом бою честную голову; кто от безводья и бесхлебья среди крымских солончаков; кто в плену пропал, не вынесши позора; и самого прежнего кошевого уже давно не было на свете, и никого из старых товарищей, и уже поросла травою когда-то кипевшая казацкая сила"...

Комментарии


Опять с классиками воюете?) Между прочим, кроме байки о том, что в гробу лежит безголовый Гоголь, есть и еще такой факт. Он попросил не ставить памятник на могилу, как христианин хотел чтобы крест был. В советское время знаменитый "ленинодел" Томский памятник ему все-таки соорудил на Новодевичьем, но вскоре он куда-то пропал и снова поставили крест)
Я скажу словами поэта Кушнера:

Времена не выбирают.
В них живут и умирают

Не забывайте, какое было время. Кстати, между прочим, крайняя экранизация Тараса Бульбы еще более подчеркнула правильный посыл автора, почему, он считал, казаки хорошие. Да, это такой феномен. Тогда казаки, а сегодня, например, чеченцы, или, скажем, башкиры в войну 1812 года. У всех у них было темное прошлое, в котором они проделывали все, что вас напугало, но без цели. А потом у них появился новый повод ради чего воевать, веру православную защищать и Русь Святую, так сказать, вот какой повод. И они рвали на куски врагов. Вот сидели эти поляки и молились о спасении, а не будь такой ситуации, так убивали бы русских, жгли бы их дома и далее весь тот же список зверств, что и казаки проделывали с ними. И у Гоголя, мне кажется, нет никакого сомнения в этом. Полячка-гордячка, до поры строила из себя чуть ли не Марину Мнишек, а как прижали к стенке обстоятельства, вся спесь куда-то выветрилась. Блестяще сыграл Богдан Ступка, всю правильную философию Тараса показал) Ну точнее, конечно, время таких воинов уже начинало уходить, рыцарей, самураев, витязей.


Спасибо, Константин, безусловно, в Ваших словах есть доля истины, но Гоголь никогда и ничего не описывал просто так. Воспевая героизм запорожцев он не мог покривить душой и написал о них чистую правду. Меня же более всего у Гоголя поразило противопоставление двух лагерей- запорожцев и ляхов. Кстати, Гоголь не случайно в эпизоде с Андрием подчёркивает мысль, что у этих ляхов выходит есть свои святые, свои мощи, как в Киево-Печерской лавре. И отдавая хлеб врагам Андрий поступает по-христиански, выполняя Завет Христов. Во всяком случае образ Андрия у Гоголя весьма не однозначен))