Больше рецензий

19 июня 2023 г. 09:59

545

4 «Дорога, по которой шагает убийца, бесконечна»

Будоражащие воображение убийства для Агаты Кристи стали, образно говоря, делом всей жизни. Достаточно сказать, что для них она неоднократно (и весьма охотно) предоставляла собственную любимую усадьбу Гринвей (в которой ныне находится музей писательницы), в данном произведении описанную очень подробно.
Началась же изложенная в книге история с того, что Эркюлю Пуаро позвонила из Девона находившаяся там его приятельница Ариадна Оливер, которая сообщила, что чует недоброе, и сыщику надо срочно выезжать к ней первым же поездом (до отправления которого оставалось, между прочим, всего около 40 минут). И тот без колебаний оставил все свои дела и пустился в дорогу...
Кстати, о миссис Оливер. Как оказалось, неоднократно упоминаемая способность Пуаро притягивать преступления как магнитом в полной мере распространялась и на неё. Достаточно сказать, что именно по её сценарию в Гринвее (то бишь, в Нэссе-хаусе), на устроенном для всей округе празднике, была проведена игра «Поиски убийцы», в ходе которой девушка-подросток, изображавшая жертву, внезапно оказалась убита на самом деле, да и некоторые другие моменты сценария приобрели прямое соответствие с реальными обстоятельствами дела. В общем, по словам Пуаро, адресованным подруге-писательнице, «Вы постигли суть этого преступления значительно глубже, чем сами себе представляете»…
Кстати, сколь драматичным и впечатляющим ни было это событие, оно фактически стало лишь началом целой цепочки загадочных происшествий, разобраться в неимоверно запутанной подоплёке которых оказалось довольно сложно даже для Пуаро. Достаточно сказать, что данное дело в его послужном списке оказалось едва ли не самым «долгоиграющим»: при его расследовании счёт шёл не на часы или дни, как обычно, а на месяцы. Впрочем, сколь веревочка ни вилась, а в итоге сыщик, разумеется, добился своего, представив заинтересованным лицам всё разъясняющую версию событий, проработанную им до мелочей (хотя, по сути, ни на чём не основанную)!
Литературная критика того времени восприняла новую книгу А. Кристи довольно сдержанно. Так, Р. Барнард охарактеризовал роман следующим образом: «В высшей степени традиционный рецепт, но приготовленный не с такой убедительностью, как в тридцатые годы. Никто не является тем, кем кажется, а старые грехи отбрасывают длинные тени. Миссис Оливер предстаёт здесь во всей красе»... Авторы остальных рецензий оказались настроены ещё более критично.
Ну а мне данное произведение понравилось, пожалуй, даже больше, чем прославленное «Убийство в Восточном экспрессе». На мой взгляд, оно является весьма увлекательным (даже не при первом прочтении), а если его что и портит на самом деле, так это в первую очередь мрачноватая концовка, совершенно лишённая какого-либо намёка на хэппи-энд…