Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 июня 2023 г. 21:09

592

5

“Возможно, эта мысль покажется вам смехотворной, но единственное оружие против чумы – это честность.”

На эту книгу смотрела я давно, но совсем не собиралась читать в ближайшее время. В то время как в пик ковида вспыхнул интерес к таким книгам, и “Чума” была в топе для чтения, я уже как-то с этмим импульсами переборола в первые три недели, поиграв в игрушку и просмотрев какую-то документалку на Нетфликсе. Сейчас я принялась за чтение из-за того, что книга выпала мне в КиллВише (очень нетриггерное чтение получается в этом раунде КиллВиша: из 10 книг, 3 художки - Чума, Солярис и Бойня №5). Была опаска, что будет триггерно и слишком тяжело читать. Но оказалось все не так уж и плохо, более того - книга оказалась в любимых.



***

О чем книга?
Книга о маленьком городке на побережье, самом обычном с самыми обычными людьми, по большей части коммерсантами. Живут себе не тужат, пока однажды в город не приходит чума. Сначала дохнут крысы пачками. Потом болезнь начинает гонятся за первыми людьми. Видно отрицание и промедление - ни власти города, ни многие люди не хотят признать, что ситуация серьезная и началась эпидемия, но чума отвоеовывает свое место под солнцем и начинается карантин всего города. Не важно, были ли вы проездом или есть ли у вас дела в других префектурах - вы стали заложником этого города и этого мостра - чумы.

В книге показывается история всей болезни, от первых трупиков крыс, так называемых “необычные и почти незначительные происшествия” до самого окончания этой злодейки, когда официально ее отпускают восвояси, а люди празднуют, в то время как другие возвращается и вроде бы начинается снова нормальная жизнь. Но может ли она быть нормальнйо после такого? Может ли сердце все так же биться?

Мы наблюдаем за разными персонажами - доктор Руэ, взвешенный и спокойно делающий свое дело, но проигрывающий битву снова и снова. Господин Тарру, друг доктора, который мог бы жить нормально, но не может оставаться в стороне. Простой чиновник из мэрии Гран, который оказывается имеет хорошее сердце и умеет чувствовать, мечтает, греет трагедию под сердцем, и тоже отдает себе делу борьбы с чумой (знаю, звучит дико, обычно не то, что представляешь описанием к слову “чиновник”).. Есть Рамбер, журналист, который чужой в этом городе и во чтобы то ни стало хочет выбраться, чтобы вернуться к цели и смыслу своей жизни - простой жизни с любимой. Есть Каттор, единственный, кто упивается этой чумой, потому что во-первых, она сближает других с ним, а во-вторых, приостанавливает преследование, и в-третьих, помогает еще больше навариться на темных делишках поскольку контрабанда процветает, поэтому его главная трагедия была не чума, а окончание ее. И, разумеется, не обойдется и без священника, но блин, там такое мракобесие, что я лучше не буду этого упоминать (хотя при следующем прочтении, обязательно внимательно буду смотреть на него). Есть еще второстепенные персонажи, как к примеру старичок, который любил плевать на кошек, следователь, у которого оказывается тоже есть сердце, застрявшая концертная группа… Но весь фокус повествования именно на этих главных персонажах, что является этаким исследованием человеческой души, порывов и поведения во время катастрофы и повседневный героизм без пафоса.

Чума, кстати, в этой книге тоже является своим собственным персонажем, этаким монстром, который может проснуться в каждом, в любой момент и унести и его, и близких в бездну. Монстр, с которым идет борьба, в большей мере бесмысленная и беспощадная, но однажды надлом происходит и добро начинает побеждать.



***

Какие ощущения от книги?
Прочитав, я очень рада и тому, что книга попалась мне в руки, и тому что попалась именно сейчас. Во время ковида я бы ее не поняла. Нужно было случиться двум февралям и какое-то время пройти, чтобы книга могла зайти и показать о чем говорилось в ней. Да, не скрою меня пугало, что говорилось, что это не только про чумукак эпидемию, но и о фашизме/нацизме и каково жить под колпаком, но оказалось все не так страшно (я про книгу, если что, не про жизнь). Сейчас у меня состояние полного выгорания и достучаться до меня - как до Слоупока, да и самой как-то не хочется взрывных эмоций и эпифаний, поэтому книгу боялась даже вдовйне.

Но там нет пафоса. Спокойное повествование. История разложена по полочкам. Монстр показан фактами, без надрыва, так же как и повседневный героизм таких разных людей. В какой-то мере это своебразная летопись души страшного времени, именно то, что многим так хотелось сделать с самого начала - написать этот момент, оставить его для будущего, так, как он был, а не то, что будут представлять себе другие, кто никак к этому моменту не относится. И у Камю это получилось - сделать фотокарточку своего страшного момента и показать эмоции, порывы и прогрессию.

Ведь нам кажется, что катастрофа - это взрыв на взрыве, а на самом деле взрывы заканчиваются и начинает трясина и пустота, которая затягивает и затягивает… и да, когда нормальность возвращается (по иронии судьбы, когда объявили завершение ковида, я кстати, лежала с ужасными последствиями на легкие от недавно перенесенного ковида…), то может она вернуться? Этот вопрос остался открытым.

Мне показалась эта книга очень терапевтической, потому что она показала слова и метафоры к состояниям, которые так знакомы, но их так же сложно передать и рассказать. И за это я очень благодарна Камю. Есть очень много пассажей, которые выделяла красным, потому что вот прям с языка слетело или прям с меня/моего времени списано, настолько все точно, а некоторые вообще мое черствое сердце могли так тронуть, что доводили до легких слез.

Но при этом я чувствую, что из-за того, что книга ударила так близко к дому, глубина и некоторые размышления потерялись. Более того мой анализ совсем не о феномене, книгах и персонажах, а скорее как эмоции и личный дневник - глубину в этот раз не удалось раскрыть. Но я все-таки вернусь к этой книге, когда все устаканится.



***
“Нет, ничего вы этого не знаете, потому что о таких вот деталях не принято говорить. Сон человека куда более священная вещь, чем жизнь для зачумленных. Не следует портить сон честным людям. Это было бы дурным вкусом, а вкус как раз и заключается в том, чтобы ничего не пережевывать – это всем известно. Но с тех пор я стал плохо спать. Дурной вкус остался у меня во рту, и я не перестал пережевывать, другими словами, думать.”

Вердикт: отличная книга, но понять / прочувствовать ее смогла, только увидев две катастрофы. Поэтому вряд ли хочу рекомендовтать ее кому-нибудь, потому что если не было такого опыта в жизни - книга так и останется игрушкой-абстракцией, хотя говорит об очень серьезных вещах и прописывает все так реалистично, а если был такой опыт - лучше чтобы его не было… Лично я благодарна тому, что она попалась в руки именно сейчас, и добавляю ее на “перечитать” и когда буду составлять бумажную библиотеку, скорее всего и ей место на полочке найдется. Ожидала нечто взрывающее и триггерное, а получила успокоение, поэтому только плюс.

Еще цитаты

цитаты

“В намерение рассказчика отнюдь не входит придавать слишком большое значение этим санитарным ячейкам. Правда, большинство наших сограждан, будь они на месте рассказчика, поддались бы искушению преувеличить роль этих дружин. Но рассказчик скорее склонен поддаться искушению иного порядка, он считает, что, придавая непомерно огромное значение добрым поступкам, мы в конце концов возносим косвенную, но неумеренную хвалу самому злу. Ибо в таком случае легко предположить, что добрые поступки имеют цену лишь потому, что они явление редкое, а злоба и равнодушие куда более распространенные двигатели людских поступков. Вот этой-то точки зрения рассказчик ничуть не разделяет. Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена. Люди – они скорее хорошие, чем плохие, и, в сущности, не в этом дело. Но они в той или иной степени пребывают в неведении, и это-то зовется добродетелью или пороком, причем самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо, и разрешающее себе посему убивать. Душа убийцы слепа, и не существует ни подлинной доброты, ни самой прекрасной любви без абсолютной ясности видения”



***

“И это очень хорошо. Но ведь никому же не придет в голову хвалить учителя, который учит, что дважды два – четыре. Возможно, его похвалят за то, что он выбрал себе прекрасную профессию. Скажем так, весьма похвально, что Тарру и прочие взялись доказать, что дважды два – четыре, а не наоборот, но скажем также, что их добрая воля роднит их с тем учителем, со всеми, у кого такое же сердце, как у вышеупомянутого учителя, и что, к чести человека, таких много больше, чем полагают, по крайней мере рассказчик в этом глубоко убежден. Правда, он понимает, какие могут воспоследовать возражения, главное из них, что эти люди, мол, рисковали жизнью. Но в истории всегда и неизбежно наступает такой час, когда того, кто смеет сказать, что дважды два – четыре, карают смертью. Учитель это прекрасно знает. И вопрос не в том, чтобы знать, какую кару или какую награду влечет за собой это рассуждение. Вопрос в том, чтобы знать, составляют ли или нет дважды два четыре. Тем из наших сограждан, которые рисковали тогда жизнью, приходилось решать первое – чума это или не чума, и второе – нужно или не нужно бороться с ней.

Многие оранские новоявленные моралисты утверждали, что, мол, ничего сделать нельзя и что самое разумное – это стать на колени. И Тарру, и Риэ, и их друзья могли возразить на это кто так, кто эдак, но вывод их всегда диктовался тем, что они знали: необходимо бороться теми или иными способами и никоим образом не становиться на колени. Все дело было в том, чтобы уберечь от гибели как можно больше людей, не дать им познать горечь бесповоротной разлуки. А для этого существовало лишь одно средство – побороть чуму. Сама по себе эта истина не способна вызвать восхищение, скорее уж она просто логична.”



***

“Да, несомненно, в бедствии была своя доля абстракции, было в нем и что-то нереальное. Но когда абстракция норовит вас убить, приходится заняться этой абстракцией”

***

“Доктор отворил окно, в комнату ворвался шум города. Из соседней мастерской долетал короткий размеренный визг механической пилы. Риэ встряхнулся. Да, вот что дает уверенность – повседневный труд. Все прочее держится на ниточке, все зависит от того самого незначительного движения. К этому не прилепишься. Главное – это хорошо делать свое дело.”

свернуть

-----
KillWish 2/10

Уютная кофейня - счастливый билетик
Собери их всех - дуэль

Комментарии


Спасибо за прочувствованную рецензию.
Ты помогла мне увидеть, что когда я читала "Чуму", она была для меня больше из области абстракции и эффектной метафоры. Но и тогда книга произвела на меня сильное впечатление.
Помню своё удивление, когда выяснилось, что, оказывается, не все видят в книге аллегорию фашизма/нацизма. И что и без этих отсылок произведение впечатляет читателей.

Ожидала нечто взрывающее и триггерное, а получила успокоение, поэтому только плюс.

Хорошо завершила.


Помню своё удивление, когда выяснилось, что, оказывается, не все видят в книге аллегорию фашизма/нацизма

Если честно, то несмотря на то, что я ожидала аллегорию на фашизм, мне показалось, что очень легко ее упустить, если не знать, что ожидать, и все равно будет хорошая метафора на огромную катастрофу и как люди реагируют на нее.

Ты помогла мне увидеть, что когда я читала "Чуму", она была для меня больше из области абстракции и эффектной метафоры

Может стоит перечитать? Она малютка, и вдруг новые ощущения поймаешь :)
Кстати, три момента, которые в рецензию забыла добавить, но не прочь поделиться.
1) Ты не заметила, что и Оруэлл и Камю использовали 2+2 или 2x2 как метафору базовой вещи, которую при тоталитарном режиме могут сказать только очень смелые люди? Метафора свободы. Меня этот момент очень сильно привлек, потому что писали свои книги они в одно время. Вот теперь мучает вопрос - была ли эта метафора мемов в их время...
2) показаны в основном хорошие люди, а плохие как-бы смазаны. Меня сначала это немного смущало, но именно знание последних лет помогло понять почему автор сделал именно так - когда видишь одну жесть и худшее в человеческом, то хочется софиты направить именно на то, что несмотря на этот мрак, есть что-то хорошее в мире. А чума - она все плохое в себе воплощает и поэтому не будем слишком много на нее внимания тратить.
3) Что еще оказалось интересным, это то, что Камю был в Сопротивлении. Это, кстати, добавляет контекста, потому что борьцы этого фронта - они не официоз, а именно как портреты тех, кто по работе, или призванию, или просто зову души, даже когда совсем не обязательно от них - идут на риск.

Спасибо, что заглянула на огонек :)


и все равно будет хорошая метафора на огромную катастрофу и как люди реагируют на нее.

Да, конечно. Я даже сейчас думаю, что, возможно, лучше не знать про аллегорию на фашизм и в неведении подойти к тексту... Из сегодняшнего дня странно думать, что было время, когда эпидемии, карантины и ограничения воспринимались скорее как абстракции и что-то из прошлого. Не говоря уже про другие катастрофы(

Она малютка, и вдруг новые ощущения поймаешь :)

Соблазняешь :) Я сейчас читаю мало и нахожусь в затянувшемся состоянии дочитки нескольких книг. Но потом посмотрим. Было бы интересно перечитать. Я уже плохо помню детали.

что и Оруэлл и Камю использовали 2+2 или 2x2 как метафору базовой вещи, которую при тоталитарном режиме могут сказать только очень смелые люди?

Просто очень крутое наблюдение, Рокси. Спасибо, что поделилась.
Высказывать базовые вещи и общечеловеческие истины при тоталитарных режимах, как возможно и во многих экстраординарных обстоятельствах, требует смелости, часто большой смелости...
Я сейчас вспомнила, что меня впечатлила именно простота и ясность метафоры в "Скотном дворе" Оруэлла. О том, как легко мираж свободы превратить в способ нового порабощения.

Меня этот момент очень сильно привлек, потому что писали свои книги они в одно время.

А ведь правда... я об этом как-то не думала.

то хочется софиты направить именно на то, что несмотря на этот мрак, есть что-то хорошее в мире.

Да и ещё раз да. Это важно, чтобы не потеряться во мраке и не потерять веру в лучшее. У меня была похожая мысль, когда читала Timothy Snyder - Black Earth: The Holocaust as History and Warning. Он там описывает одного смелого и достойного человека, который, рискуя, помогал угнетённым при разных режимах в Польше.


Что еще оказалось интересным, это то, что Камю был в Сопротивлении. Это, кстати, добавляет контекста, потому что борьцы этого фронта - они не официоз

Проницательное наблюдение.

Тебе спасибо за обсуждение и за то, что напомнила об этом романе Камю)


... ещё вспомнила, что Камю был вроде убеждённым противником смертной казни.