Больше рецензий

agata77

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 марта 2014 г. 20:10

5K

5

Господи! Где же такие педагоги обитают? Есть ли они сейчас? Я готова землю перевернуть, чтобы найти такого доброго ангела для своих детей.
А книга замечательная. Я с осторожностью подхожу к книгам о воспитании, написанным в далеком Советском Союзе. Мир, который перестал существовать, чем он может быть интересен нам сейчас?
Действие в этой книге происходит в украинском селе в 50 е годы прошлого века. Уже этим все сказано. Идиллия, создана директором сельской школы, вызывает у меня смешанные чувства: очарование сказки, уважение к Человеку и чувство утраты. Этот мир недосягаем.
И все же, моя книга испещрена заметками. Здесь есть много интересного, что можно применить и в наше время, к нашим детям.

Главное – наблюдайте за детьми, постарайтесь проникнуть в их фантазийный мир, говорите на их языке, развивайте мышление. Учитель должен идти рядом с ребенком, а не тащить его вперед на веревке. Учитель прежде всего ценит индивидуальность ребенка, а не пытается учить всех по шаблону. Удивило, что Сухомлинский решил заняться шестилетками специально, чтобы за год изучить их, приспособить учение под каждого ученика. А мы хулим советскую школу за уровниловку. Все не так однозначно.

Что здесь можно почерпнуть интересного для себя:
1.обучение через природу
2.приучение к труду как к потребности души
3.здоровье ребенка (режим Сухомлинского подразумевает, что вторую половину дня ребенок тратит на удовольствие, а не уроки). Режим, закаливание, питание.
4.приобщение ребенка к Красоте: музыка, пение, рисование
5.особый подход к Чтению
6.арифметика с применением задач на логику
7.нравственное воспитание! Вот тут есть проблема. Сухомлинский строил воспитание на коллективе, что вполне разумно. Человек – прежде всего субъект общества. Как нам быть в мегаполисе? Искать «закрытый коллектив»? Для меня это большая проблема, среди ровесников - эгоистов воспитать нравственного Человека.
8.воспитание с применением законов физиологии и психологии ребенка.
9.сказка – как особый инструмент воспитания, развивающий мышление, воображение, нравственность.
10.детские неврозы, порожденные учителями (неуважение к ученику, не посильная нагрузка в начальной школе) и родителями (сверх ожидания)
11.воспитание культурой. Сухомлинский прививал своим детям любовь к украинскому и русскому языкам, к источникам двух братских народов. В этом месте уж совсем было тяжело читать.

В общем, книга – кладезь мудрости. Вот так пафосно, но по другому не скажешь. Нет наверно смысла заводить все цитаты, это невозможно много, может только самые мной любимые.
И я могу с чистой совестью посоветовать эту книгу всем, кого волнует воспитание детей.