Больше рецензий

ghost_writer

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 июня 2023 г. 15:33

167

4

Музыкальная история в серо-зелёных томах. Почему-то читаю эту книгу мне очень ярко виделись тёмно-зелёные берега реки и серое-серое небо с серым-сером городом, настолько ярко, насколько ярким может быть серый. Ну и конечно же на фоне чтения в голове звучала тревожная бегущая мелодия пианино.

Сложно объяснить, почему Аксель вызвал у меня симпатию, проще объяснить то, почему он может не понравиться. То слишком напыщенный, то слишком неуверенный в себе, то он просто так признаётся девушке в любви, то не может взять её за руку, в одну минуту он всё понял и прозрел, и момент и мир абсолютно ясны ему, в следующую минуту он потерял это понимание и тонет в сомнениях и догадках. То, как он врёт, как не может решиться, то, как высокопарно иногда говорит. Но все эти раздражающие вещи свойственны многим подросткам, и именно поэтому Аксель нравится мне, потому что он напоминает мне и меня, и других - скованность, неуклюжесть, резкость, спутанность, решимость, максимализм и тысяча других черт, кипящих и пузырящихся в душе подростка.

А ещё Аксель понравился мне из-за того, что у него было своё мнение о музыке. Я совершенная обывательница в этих вещах, изредка слушаю только вальсы Штрауса. Тем интереснее заглянуть в мир токкат, секстин, фугг и крещендо, в мир людей, которые этим живут. И Аксель этим живёт, Аксель знает, что обманчиво легко сыграть, что пробуждают в нём и в других те или иные мелодии, что уместно, какая нота должна замереть, а какая - тянуться. Непринудённая уверенность, знание предмета не может не привлекать, а Аксель обрёл эту уверенность, пока слушал пластинки с мамой и часами занимался в своём доме.

Сюжет книги - о молодых пианистах и их волнениях и страхах, о молодых людях - их тайнах, желаниях и страстях, драмы, непонимания, бессилие - это всё прошло немного мимо меня. Книга читается легко, но быстро и неглубоко, как будто я прослушала в наушниках быстрое и тревожное произведение с фортепьяно и скрипками, и вот оно кончилось, оборвалось, только послевкусие последних нот ещё пару секунд дрожит в воздухе.

Что всё-таки с Аней и её отцом?

спойлер

Теперь несколько предположений о том, что всё-таки происходило с Аней и её отцом. Первый вариант - у отца было нарциссическое расстройство пополам с параинодальным, и объектом своих амбиций он сделал свою дочь. Хотя тогда бы он вытолкнул её на сцену раньше, он бы не стал держать её столько лет в стороне от глаз.

Тогда второй вариант - возможно, он её совратил. Возможно, не один раз. Отсюда у Ани такое спокойное, повседневное отношение к сексу. Возможно, секс для неё нормлаьный способ снять стресс - отсюда случай с Катрине. И может быть с Акселем, хотя его она скорее просто пожалела - не могла выносить, что он в неё безответно влюблён, хотела хоть что-то ему дать, и ей показалось нормальным и естественным заняться с ним сексом. Тема секса, как и тема смерти, в этой книге вообще одна из центральных. В любом случае, вряд ли такая девушка, даже девочка, как Аня, могла так естественно отдаваться другим людям - может иметь место психотравма, которую как раз и нанёс ей отец. А застрелился он потом от стыда.

Может быть, его застрелила Мариане. Ей тоже было безумно стыдно, что она трусливо отступила в сторону, бросила Аню наедине с отцом, который определённо не был лучшим влиянием на неё. И вот, в минуту отчаянья, когда она видела, как на глазах тает дочь, возможно, отец сделал что-то, что вывело Мариане из себя, заставило её предпринять решительные действия - и она застрелила его.

свернуть

Что связывает Аню и Катрине?

спойлер

Если честно, мне мало понятно. Предполагаю, что Аня действительно была добра, милосердна, она видела, какой "поломанной" была. Катрине, поэтому она как бы снизошла к ней, позволила Катрине быть рядом с собой;
свернуть

Признаюсь, даже к концу книги я не очень поняла, откуда может взяться "своё прочтение" произведения. Дебюсси уже написал этот концерт, записал ноты - пошаговую инструкцию, как играть. Всё, что пианист может вложить в концерт, - это темп, но неужели темп и паузы так сильно могут изменить звучание? Наверное, чтоб это понять, нужно быть пианистом или по крайне мере много с ними общаться. Но могу точно сказать - каждую смерть в книге, каждый сексуальный акт и каждый дебют я почти слышала тревожные, звенящие ноты.