Больше рецензий

8 июня 2023 г. 11:36

897

5

50-е годы XX века. Дочь вдовы и по совместительству инвалида Маня выходит замуж. Жених Алексей Терехов (в просторечии Лёшка Седой) сильно старше неё да к тому же вдовец и воспитывает годовалую дочь. Но руки-ноги целы. Репутация безупречна. Зарплата большая. Хозяйство обширное. Дом хороший, каменный. И статусные вещи – велосипед и телевизор «Рекорд» (по нынешним временам – это вроде майбаха и последней модели айфона). Казалось, что девице для счастья не хватает? Живи за ним, аки за каменной стеной.
Проблема в том, что каменные стены бывают не только в уютном доме, но и в тюрьме.
Велембовская менее всего хочет обольстить читательниц:
Терехов – малосимпатичная личность как внешне (возраст с плеч не сбросишь), так и внутренне. Ну не получится из циничного хапуги ни романтического героя, ни даже заботливого мужа. Забота подразумевает отказ от эгоизма. А Терехову ничего не стоит отправить жену на базар в лютый мороз.
Маня же наивна настолько, что в свои 20 лет тупо не понимает: жизнь жены предполагает интим. А тут ещё с ней происходит личная драма. Вот и уезжает она из родной деревни в чужое Воротово, с мужем - фактически чужим ей человеком.
Ничего хорошего из этого выйти не может.
Велембовская вроде бы не описывает откровенных ужасов. Но Алексей раз за разом пробивает дно, даже не задумываясь, что в чём-то не прав, Маня при этом испытывает испанский стыд, а читателю ничего не остаётся, кроме как разбить себе лицо фейспалмами, недоумевая: ЧТО ещё держит вместе этих людей? Потому что за Маней стоит система, позволяющая ей не держаться за любые штанишки, а работать и зарабатывать. И даже если зарабатывать немного, то, по крайней мере, СВОИ деньги. «Король» же Терехов при более пристальном взгляде оказывается «голым». И сам в глубине души это понимает, невольно проговорившись: «Подходящая жена-то у меня? Стараюсь одевать, обувать как положено, чтобы на человека была похожа. Если бы, конечно, посвободнее у нас с этим делом было… нипочем бы ее в совхоз работать не посылал. А то ведь, чуть чего, участок отберут, корму, топки не дадут, ну и заскучаешь тогда на одной зарплате…». Параллельно автор показывает, куда приводит женщин зависимость и слабость. Судьбу тётки Анны никак не назовёшь завидной. Да и первая жена Алексея не кажется таким уж монстром, скорее – жертвой. Только ли жадность заставила её наплевать на инстинкт самосохранения?
Дабы феминистическая мораль стала ещё ясней, вводится образ Агаши. Это мать Мани и единственный в повести голос разума. Интересно, что она с самого начала понимает, чем может закончиться эта история. Понимает и... позволяет дочери наделать ошибок, отпустив во взрослую жизнь. При этом никуда не лезет, но держится неподалёку, давая понять, что поможет в случае чего. Очень взвешенный родительский подход получается.