Больше рецензий

LadaVa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 марта 2014 г. 22:06

374

5

Отблеск луны в водопаде, звон капель на широких листьях бананового дерева, изящная тень ветви сливы на белой стене, мох кажется изумрудным на серой, грубой поверхности камня...
Всё до мельчайшей подробности было задумано художником сада.

Приступая к устройству сада, художник прежде всего выбирал его главного героя, и в зависимости от этого, создает сад камней, сад воды, сад мхов. . Но всегда, любой сад содержал два обязательных компонента, невозможных друг без друга: инь-ян сада, его "кровь" и "скелет" - воду и камни.
Где же растения и цветы спросите вы? Японский сад это воплощение философии дзэн. Растения, а уж тем более цветы не то, что поможет познать Будду. Идеальный сад, расположенный в храме Дайсэн-ин монастыря Дайтокудзи, называется "Океан пустоты" и выглядит, как прямоугольник, покрытый гравием, с двумя нежными холмиками того же гравия.... Идеально! Но вернемся к более привычным формам.
Первый основной элемент - камни.
Сутэ иси - искусство расстановки камней считалось главным в работе художника сада. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю.
Второй основной компонент - вода. Если камни символизировали скалы, то на скалах длжен быть водопад.
В руководствах описывается не менее десяти видов водопадов: скользяще-падающий, падающий, как полотно, падающий нитью и далее, далее....

Наверное, вы уже поняли, что в японском саду нет ничего, что "само выросло". Художник сада продумывал все - цвет и форму крон деревьев в разное время года, тень от камней, различную в полдень или вечером. Даже сад "Океан пустоты" менялся ежеминутно в зависимости от сезона и погоды.
Канон в искусстве японских садов строился на использовании многих правил.
Так, например, три условия соблюдались при устройстве любого сада: 1) ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть такой же длины, как другая. 2) эти две воображаемые лини не должны быть параллельны. 3) два предмета не должны быть одного размера.
И при всей этой строгой регламентированности, известности символов и их значений - разгадка тайны знаменитых садов не так проста, не вытекает с логической ясностью из составляющих.
Всё дело в том, что разгадка скрыта в вашей душе. Согласно дзэн, суть вещей не постигается разумом или логикой. Суть вещей постигается интуицией. Вы найдете Будду только внутри себя. Значит любое произведение искусства не имеет одного общего смысла. Оно значит то, что оно значит для вас и только для вас. Но и это значение надо постигать долгими часами любования.
Любая красота мимолетна. В самой идее мимолетности красоты заложена идея смерти. Всё, что прекрасно, вот-вот умрёт и отсюда берёт начало смысл и философия обычая любования. Любование - не наслаждение красивыми видами, любование - достижение сатори путем размышления о мимолетности всего сущего. О смерти.
И, кстати, о любовании - долгое время сады не были предназначены для передвижения по ним. Их "смотрели" как картину.
Но времена меняются и мы меняемся вместе с ними, пришло время чайных садов.
Чайный сад - небольшой, как комната. Главное в нем дорожка к чайному павильону. И первое, что должен был продумать художник - ритм движения по дорожке. От того насколько легко двигаться по ней зависит ритм, а следовательно и само чаепитие. Ведь к чаю надо подготовиться, проникнуться атмосферой.
Вот идет гость по мелким, неудобным камням дорожки и взгляд его сосредоточен на контрасте мягкого, поглощающего свет, изумрудного мха и грубости камня. Дорожка делает поворот, гость наступает на широкий плоский камень, с облегчение поднимает взгляд - и видит редкой красоты дерево, старинный каменный фонарь, удачной формы камень. Так создается атмосфера.
Особое требование к чайному домику - чистота. Но ни в коем случае не нарочитая. Чистота должна казаться его внутренним свойством, его сутью. Есть известная история о том, как мастер чая раз за разом заставлял сына наводить чистоту в чайном саду и всё оставался недоволен. А потом сказал, смотри уже, как надо убираться, и тряхнул дерево клёна. Несколько красных листьев упали на белый гравий дорожки и сад засиял...

И - не могу удержаться. Если бонсаи - это сад в миниатюре, то бонсэки - это сухой сад в миниатюре. Сад камней и песка в плоском сосуде, размером с тарелку или маленький поднос. Гениально!

Комментарии


Волшебно!


спасибо!


так как такой книги у меня нет, то в Вашей рецензии хотелось бы еще и парочку иллюстраций увидеть


те иллюстрации, которые я нашла в интернете меня не очень устроили - их любой может посмотреть самостоятельно. Такие как в книге бы найти! Но увы...


можно одну-другую сфотографировать и в рецензию добавить - для полноты ощущения!


разве что вот. бонсэки. картинка LadaVa


спасибо! :-)


Как интересно :)) меня тоже охватило желание полюбоваться картинками, а в идеале, конечно, созерцать вживую :)


в идеале я согласна созерцать их месяца три-четыре в году)))


Созерцание вживую выглядит несколько специфически. Вот знаменитый сад камней в Киото.
Рёандзи. Сад камней.

А вот эта картинка с другого ракурса.

Рёандзи. Всё тот же сад камней.


да, вот и там бы посидела)))