Больше рецензий

20 мая 2023 г. 15:34

230

4 «Если мы вместе, то всюду для нас дом»: более приятная версия известного выражения «С милым рай и в шалаше» (и в пещере, и в бараке)

Начали за здравие, а кончили и за упокой, и скомкано, и быстро, и невнятно. Я закрыла книгу в смятении, совершенно не понимая своих эмоций от ее прочтения (и есть ли они вообще), не представляя, какую оценку поставить. В итоге «Стальное сердце» удостоилось четверки, хотя по-хорошему стоило поставить тройку. Но я решила, что так будет справедливо, поскольку книга объемом в 351 страницу была проглочена всего за два с половиной вечера (при моем плотном рабочем графике это быстро) и отличалась низкой «калорийностью», то есть не была перенасыщена лишними сюжетными линиями и громоздкими описаниями.

Это как с легким греческим салатом – знаете, вроде ничего такого, помидорки там, огурчики, перчик, сыр, оливки; просто, но вкусно, и тут в самом конце трапезы поддеваешь вилкой укроп... Нельзя сказать, что все удовольствие от поглощения салата безнадежно испорчено, однако остается неприятное послевкусие ингредиента, которого в блюде быть не должно.

Итак, за беглое чтение без спотыканий я прощала книге все. Например, банальность любовной линии – глубокое чувство, вспыхнувшее между героями с первого взгляда. Ознакомившись с аннотацией, я почему-то преисполнилась уверенности: трагедия будет заключаться в том, что обе близняшки влюбятся в несчастного пленного, разругаются в хлам, но, будучи не в силах поделить любимого, утопят его, и каждая возьмет вину на себя, выгораживая сестру – о таком повороте намекал даже пролог. Потом на сцену вышел «злодей Энгус» (об этом заурядном персонаже подробнее позже), и в роли жертвы я предположила его.

Но Кэролайн Ли не захотела до самого финала топать по проторенной дорожке шаблонности и решила сделать финт конем, чтобы читатель ошарашенно сказал в конце: «ВОТ ЭТО ПОВОРОТ». Что ж, в случае со мной не получилось добиться того вау-эффекта, на который автор рассчитывала. В пятой части романа началась полнейшая тарабарщина, заставившая мои расслабленные незатейливым чтением извилины усиленно скрипеть от натуги.

Дальше будут туманные спойлеры, без которых никак не обойтись в попытке разобраться всем вместе в нелогичных поступках героев.

Первое. Зачем Кон сбежала с праздника и повела за собой Энгуса? Что за гениальный план у нее был? Подозреваю, утопнуть самой и утащить на дно своего преследователя. Но какого дьявола она потащилась к барьеру, прямиком к тому зазору, через который собирались проплыть на лодке Дороти и ее беглый принц? Кон вроде бы желала счастья своей сестре, сама ее отпустила, так как хотела, чтобы они благополучно сбежали. Но нет чтобы дать беглецам выиграть время и пойти на дно попозже (там, глядишь, и передумала бы), она эгоистично срывает план сестры, решив незамедлительно разобраться со своими проблемами.

Опустим уже тот момент, что Кон вообще необязательно выпиливаться, ее жизни ничего напрямую не угрожало, да и вроде склонностей к «роскомнадзору» за ней замечено не было. Сделаем вид, что слепо верим в ее психическую нестабильность и нежелание жить в разлуке с сестрой-близняшкой. Допустим, допустим.

Второе. Почему Дороти решила притвориться Кон? Попробую еще раз распутать клубок, может, когда я перенесу мысли из головы в вордовский файлик, все станет понятнее…

Дороти не смогла спасти Кон, она вытащила ее бездыханное тело из моря. При этом от пережитого потрясения кукушка Дот улетела в неизвестном направлении, поэтому она не понимает, что хоронит в карьере сестру, ей кажется, что вместе с Кон она возится с телом Энгуса. При этом она зачем-то отзывается на имя сестры и делает вид, что Кон – это она, когда утром в карьер заявляются люди (но ведь Дот считает, что Кон находится в этот момент рядом с ней). Далее. Дот все еще думает, что они с сестрой убили Энгуса. И у нее созревает отличная идея взять вину на «себя». «Но я не хотела, чтобы на Кон отныне и вечно лежала печать. Пусть она докажет свою непричастность, пусть будет свободна. Когда за мной пришли, я заявила: «Это я. Она не виновата. Это я». И скрыв, что я Дот, я назвалась Кон». ТАК ТЫ ЖЕ ТЕМ САМЫМ ПОВЕСИЛА ВИНУ НА СЕСТРУ, РАЗ НАЗВАЛАСЬ ЕЕ ИМЕНЕМ!!! Получается, Кон, которую преследовал Энгус, якобы замочила своего сталкера – и все в округе знали, что между этими двоими происходит какая-то нездоровая ерунда, поэтому ПО ИДЕЕ должны были поверить, что Кон разделалась с навязчивым ухажером!

Благо, Энгус остался жив (до поры до времени), а когда его тихохонько грохнула Дот, притворяющаяся Кон, все жители Оркни с чего-то вдруг уверовали в то, что Энгус гадкий негодяй, и стали приносить Кон свои извинения. ШТА

Нет, извините, я по-прежнему НИЧЕГО не понимаю, на бумаге это стало выглядеть еще абсурднее. Перемудрила автор – единственное объяснение.

Ну, хочу еще сказать пару слов о картонном Энгусе и несчастной жертве мужского абьюза Кон. Очень плохо прописан сам сталкер, его мотивация, безумная страсть к Кон – откуда оно все взялось, чего он к ней пристал? Потому что она такая вся наивная, неспособная дать отпор девочка, а на островах дефицит женщин? Ни в коем случае не хочу сказать, что в жизни такого не бывает, но, если уж автор взялся за раскрытие какой-то темы, доводи до ума, покажи нам маньяка с разных сторон. В «Стальном сердце» Энгус плохой, потому что роман требовал антагониста, вот и все. Этому герою я не верю. Как не верю и стенаниям Кон, которая после акта асфиксии во всех мужчинах отныне видит зверей, пугается размера их ботинок, накачанных рук и широких плеч. Автор провела весьма поверхностное изучение психологии жертвы, пережившей сексуальное насилие, и пытается давить на жалость.

Добавлю как редактор в СМИ, автор и человек с журналистским образованием. По моему мнению, последнюю главу с Дороти (с 340 стр.) не стоило дописывать. Нам и так под нос сунули жирнейший намек, что эта парочка – Чезаре и Дот – вновь сошлась и живет припеваючи в пещере, а их тайные вылазки оттуда стали поводом для появления новой красивой легенды среди влюбленных. Автор только испортил все своим разжевыванием укропа.