Больше рецензий

20 мая 2023 г. 10:37

839

5 Непутёвый талант

Чудесный рассказ. Психологический портрет Егора – главного героя, создан очень тонко, многосторонне. Егор занимается необременительным делом – зажигает 4 бакена на реке. Но при этом человек денежный, потому что перевозит людей на другой берег. Ленивый. Но, возможно, его вялость временами происходит из-за того, что в тот момент нет его подружки Алёнки.

Красиво описан туман. От воды пахнет глубиной, потаённостью. Таков и сам Егор. На первый взгляд человек непутёвый, пьяница, актёрствующий в жизни, ломающийся перед людьми, которые просят дать временный приют в его сторожке. Это всё на поверхности. Однако у него регулярно возникают приступы тоски.
В Словаре русского языка С.И. Ожегов приводит два значения слова тоска, в первом значении: «Душевная тревога, соединённая с грустью, уныние». Во втором – «Скука». У бакенщика появляются мысли об изменении своего существования, перемене места жительства, устройстве на интересную работу, которая бы приносила ему счастье. Об этом же говорит его Алёнка. Однако Егор и не женится на подружке, и приступы скуки проходят. Опять вольная, ленивая жизнь.

Но тоска его не оставляет. Тоска в первом значении по Ожегову. Знаменитый писатель Набоков утверждал, что слово «тоска» вообще невозможно перевести на иностранные языки. «На самом глубоком и мучительном уровне это чувство сильнейшего душевного страдания, часто не имеющее объяснимой причины,» – отмечал он. Также он пишет о других оттенках слова – ноющая душевная боль, смутное беспокойство и др.

Эти неясные душевные страдания, болезненное томление заставляют Егора исполнять старинные песни. Талантливо петь, да так, что его случайные гости приходят в изумление. Но наибольшую славу приносит ему пение, когда он во время приступа тоски устраивается на берегу вдвоём с Алёной. Кто-то может выразить недоумение: какая же тут слава? Наверное, любовь Алёны и её восхищение. В такое время Егор не просто исполняет песни, он проживает их. Здесь и эмоциональная память о старине, и переживания о смерти жены, и о времени, утекающем как воды реки, и, может быть, желание бессмертия…

Юрий Казаков говорил, что во время создания рассказа он слышал «Вокализ» Рахманинова. Пение главного героя рассказа так же, как и произведение гениального композитора, льётся плавно, задушевно, широко, преисполнено глубиной, изяществом и благородством.
Вот такой необычный герой в отличном рассказе – психологическом портрете.