Больше рецензий

15 мая 2023 г. 21:42

488

4 Судьба кукол девятнадцатого века

Трагедия женщины прошлого заключалась в её материальной и общественной зависимостях от мужчин. У неё было всего две роли – верная жена и мать детей. Г. Ибсен писал пьесу «Кукольный дом», в которой поразмышлял о жизни женщин после замужества.

После замужества потеряв своё собственное имя, женщина становится куклой в руках мужа (девушка после замужества брала фамилию мужа и называлась, к примеру, фрау N). Он может называть её ласковыми именами, одаривать подарками, но это лишь парадная сторона, казалось бы, безоблачной семейной жизни. Но главная героиня, как и многие другие – ярким примером является французская писательница Колетт, боролась за свои права в мире мужчин. Всё что у Норы есть – это немного денег, на которые она иногда могла себе (лично себе! а не детям) позволить миндальное печенье. Наверно, это было её маленькое счастье.

И можно было вообразить спокойную жизнь, если бы не интрига. Как известно, тайное всегда становится явным. Ложь портит взаимоотношения между людьми, особенно между супругами. Всё это время муж не догадывался, какие лишения несла жена, ради его спасения. Он – адвокат, видный человек в обществе. И считал, что женщина не имеет никакого права принимать любые решения без ведома мужчин.

Хельмер. Ты прежде всего жена и мать.
Нора. Я в это больше не верю. Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком. Знаю, что большинство будет на твоей стороне, Торвальд, и что в книгах говорится в этом же роде. Но я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них.

В XIX веке наступило время, когда женщина во всеуслышание о своих правах. Движение за права женщин расширялось. Главная героиня пьесы готова находить в изгнании, лишиться положения в обществе и денег. Но главное быть свободной и не походить на безропотную куклу в руках мужчин.

Нора. Нет, только весела. И ты был всегда так мил со мной, ласков. Но весь наш дом был только большой детской. Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами. Мне нравилось, что ты играл и забавлялся со мной, как им нравилось, что я играю и забавляюсь с ними. Вот в чем состоял наш брак, Торвальд.

«Кукольный дом» рупор того времени. Г. Ибсен обличает несчастье многих браков.