Больше рецензий

13 мая 2023 г. 17:54

373

5 "По приютам я с детства скитался, Не имея родного угла. Ах, зачем я на свет появился? Ах, зачем меня мать родила?.."

1918 - 20-е гг., Советская Россия. Молодую страну, рассечённую фронтами Гражданской войны, захлестнула волна беспризорников. Армия навидавшихся горя сирот, голодных, полуодетых, малограмотных, с уголовным прошлым и настоящим сновала по городам и весям, неся ощутимую социальную угрозу. Правительство поставило в приоритет задачу ликвидации детской беспризорности: создаются новые детские дома, трудовые коммуны и колонии, возникает новый тип школ для перевоспитания трудных подростков. В Петрограде открывает свои двери Школа-коммуна им. Ф.М. Достоевского, окрещённая питомцами Республикой ШкиД...
Данная повесть, посвящённая одной из самых глобальных социальных проблем 20-х гг., написана двумя воспитанниками ШкиД, выведенными в книге под именами Лёньки Пантелеева (Алексей Еремеев так и оставил себе этот псевдоним) и Янкеля, через 3 года после их выпуска из учебного заведения. Книга состоит из множества глав - небольших рассказов, повествующих о различных случаях, наиболее значимых для шкидцев.
В 1966 году на экраны вышла любимая многими экранизация данного произведения, сделавшая юных актёров настоящими знаменитостями. В картине также блистали маститые артисты: С. Юрский, П. Луспекаев и многие другие. Однако сценарий фильма сильно отличался от литературного источника. Как признался впоследствии Пантелеев, "жизнь Шкиды на экране выглядит беднее и грубее, чем она была на самом деле". Честно говоря, я согласна с автором. Фильм люблю с детства, но он, правда, не отражает в полной мере уклад жизни, который царил в Шкиде, судя по повести. В книге ребята не только бузят, но и много читают, пишут стихи, некоторые предметы изучают с реальным интересом, а не через силу, издают свои газеты, журналы, ставят спектакли, устраивают различные мероприятия, организуют аналог комсомольской ячейки и даже создают кино. В фильме почти всё это отсутствует.
Персонажи повести (детские, в первую очередь) - живые, колоритные, ни капли не приукрашенные, такие, какие есть, со всеми достоинствами, изюминками и пороками. Противоречивые натуры, которые трудно характеризовать как-то однозначно. С одной стороны, есть определённая сознательность, есть понимание того, что хорошо, а что плохо, есть прекрасные стремления и мечты, успешные попытки на пути к нормальной жизни. С другой - в них настолько сильны пагубные привычки, воспитанные улицей, что, кажется, этих мальчиков невозможно перековать. Эти же ребята, несмотря на всё имеющееся или вложенное в них преподавателями хорошее, продолжают отчаянно бузить. И под словом "буза" в повести подразумеваются отнюдь не невинные детские шалости и капризы. Мальчики воруют, кутят, нарушают общественный и школьный порядок, предают, подстрекают, издеваются, бьют своих товарищей и воспитателей, причём бьют нещадно, со всей жестокостью, на которую только способны дети. Сбить таких с истинного пути - дело двух минут, перевоспитать и дать путёвку в жизнь - тяжелейший труд.
Именно о том, насколько трудно работать с подобными детьми, я думала на протяжении всей повести. Какими самоотверженными были эти первые советские педагоги, какой любовью к детям и человеколюбием, в принципе, они обладали, насколько преданны были профессии, что ежедневно, несмотря ни на что, шли на работу исполнять свой долг. Не за скудный паёк, казённое бельё или дрова, а за светлое будущее дефективных ребятишек. Тех самых ребятишек, которые во время жёсткой бузы оскорбляли их, унижали, обливали чернилами, подсыпали кнопки, устраивали "тёмную", ломали деревянные табуретки им об голову. Да, конечно, были и такие преподаватели, которые шли в учебные заведения как раз из-за пайка, но долго они там, как показывает пример Шкиды, не задерживались. Дети сразу чувствовали, тряпка перед ними или авторитет, человек, которому на них плевать, или который готов им всю душу отдать. Не все выдерживали проверку оголтелых питомцев, оставались самые крепкие, со стальными нервами и огромным сердцем. И это были не только педагоги с рабоче-крестьянским происхождением, выросшие под покровительством новой власти. По началу, большую массу составляли представители старой интеллигенции, той самой, что не эмигрировала, а осталась, любя Родину и дело, которому служит. Сразу вспомнился хоть и представитель не преподавательской среды, а уголовно-сыскной системы, один из героев "Повести об уголовном розыске" или более известной под названием "Рождённая революцией" - Нил Алексеевич Колычев. Когда бывшие сотрудники царской полиции покинули службу, а уголовники разгромили картотеку, Колычев остался с новоиспечёнными милиционерами со словами: "Должен же кто-то научить вас". Вот и в "Республике ШкиД" многие воспитатели, по сути, тоже остались на посту, несмотря на политические события, и приняли под свою опеку беспризорников. Должен же был ими кто-то заниматься, пока вырастут новые преподавательские кадры. Вечная память и вечная слава тем первым педагогам! Благодаря их труду, советская страна получила не уголовщину, которая могла вырасти из дефективных детей, а нормальных, морально здоровых людей, которые строили эту страну и защищали в годы страшной войны.
Повесть мне очень понравилась. Местами я смеялась в голос от проделок неугомонных мальчишек, местами - комок подступал к горлу от трогательных, грустных моментов. А ещё испытала в конце чувство гордости за выпорхнувших из Шкиды питомцев. Книгу рекомендую к обязательному прочтению!