Больше рецензий

BooKeyman

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 мая 2023 г. 15:58

628

5

Краткая предыстория. Джон Фаулз, подающий надежды молодой человек своего времени, имеющий определенные задатки к армейской службе, внезапно бросает перспективное начинание и поступает в Новый колледж Оксфордского университета. Далее он преподает в Пуатье, постепенно добравшись до острова Спецес в Греции, где он вместе с творческим импульсом для написания своих книг приобрел и музу – Элизабет Кристи.
Писатель начинал писать Волхва будучи неизвестным, но что-то останавливает его, - и думаю, эту отсутствие уверенности в том, что читатели не сразу поймут сложность и многогранность произведения. Однако, успех Коллекционера все таки убедил писателя в необходимости доработки Волхва, и вскоре Фаулз смог выдать произведение читателю на суд, иначе, - как по мне, - было никак. Если вы говорите о Фаулзе, то значит все написано как надо, все продумано до мелочей.
Главный герой книги - Николас Эфре, страдающий бездельник, новоанглийский буржуа, отправляется на остров Фраксос преподавать литературу, и попадает в приключение всей своей жизни. Надо сказать, что сам Николас фактически жил без цели. Творческие поиски Эфре больше смахивают на основы стиховедения, он постепенно увядал в своем бессмысленном существовании. Капризный норов Николаса делает из него игромана, который с легкостью заводит и прекращает новые связи, как это случилось и в последний раз, с Алисон.
На острове Эфре случайно забредает в особняк эксцентричного миллионера, Мориса Кончиса, и здесь начинаются развитие сюжета.

Ритм произведения, его структура, переходы схожи с гипнотическим состоянием хаоса. Мистифицирующий Фаулз не дает читателю покоя, он усаживает его на место Эфре и приводит его по всем лабиринтам своего романа, оставляя личность миллионера Кончиса постоянно в тайне, будто за скобкой основного повествования. Вы примете любую версию, высказанную в этой книге, потому что ей не будет альтернатив. Впрочем, альтернатива есть всегда – готов ли человек принять ее, вот вопрос. Или готов ли умереть, - как история Кончиса о расстреле в деревне.

Получить ответ — все равно что умереть.

Здесь конечно есть своя, фаулзовская химия произведения, - скрытый язык метафор, поиск истины. Главный герой, Николас, сам ищет ответы на свои вопросы, - и это где-то в глубине психоанализа, но автор не допускает и близости такого простого объяснения, усилиями Мориса Кончиса он отправляет Николаса и читателя в мифологический мир, где все люди актеры – маски, и все не то, чем кажется. Но чтобы читатель не сошел с ума – опять же, с Николасом Эфре, - Фаулз вырисовывает знакомые сюжетные линии, будто прощелкивает знакомый ритм в буйной какофонии, - и тут нас ждут шекспировские драмы, на новый лад. Блуд Эфре и красотки Жюли, имеющей сестру – близняшку, теряется в постановке с отблеском нацистских касок. Софист Морис Кончис (или Конхис) то постоянно скрывая, то раскрывая свое местонахождение постоянно водит за нос оксфордского выпускника, трепаного эрудита, который из желания польстить себе начинает собственное расследование, но вместо ответов, которые ожидают, его поджидают новые вопросы.
Итогом этого действа станет импровизированный суд, и волнующая сцена встречи Алисон и Николаса.
К слову, были попытки снять фильм по Волхву, но они благополучно провалились. В кинорынке действуют все изящные принципы дарвинизма, и идеи, источающие интеллектуальность, могут расцвести только в руках мастера и при особом подходе, - возьмись за дело тот же сумасшедший перфекционист Кубрик. В остальных случаях киноленты переходят в настоящий вандализм над идеями автора, хотя если максимально упростить сюжет, то получится ходкий товарец с успехом, сомнительным для интеллектуалов. Написавший сценарий для этого фильма Фаулз потом расплевался от фильма, и больше в это дело не лез. Возможно дело в том, что Волхв, - это структурно сложное произведение, требующее особых визуальных и стилистических находок.