Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 мая 2023 г. 17:11

486

5 Не твоего ума дело, женщина!

Вот так посмотрит прожженный в амурных делах читатель, на фотографию Крупской, скептически хмыкнет и про себя добавит: - Ну и что он в ней нашел?
картинка BakowskiBabbitts
Ну, да, довольно миловидная девушка, признает скептик, ну дворянка, гимназию окончила, училась на Бестужевских курсах, но ведь за ней ни приданого, ни богатства, ни связей. Да таких в Российской империи были сотни тысяч, а будущий вождь мирового пролетариата выбрал именно Надежду Константиновну.
В голову к Ленину не залезешь, но с помощью великолепной книги Эльмиры Петровны Федосовой я попробую сделать смелое предположение и как всегда "открыть" Америку. Прям в последнее время хоть хлебом не корми, а дай "открыть" очередную Америку.
Будет очень интересно, я обещаю. Но, нужно начать издалека.
Итак, пробегаем глазами по строкам книги Федосовой и натыкаемся на такой факт:
"Перепись начальных школ 1894 г. зафиксировала 44 236 "правильно организованных" училищ".
Невольно испытываешь восторг, да?
Хочется кричать, вот смотрите, сколько начальных школ было в Российской империи!
Ага, а давайте послушаем продолжение этой фразы:
"Из них 91,8% были одноклассными, 3,4% - двухклассными и 4,7% - многоклассными. В одноклассных училищах насчитывалось 86% всех учениц..."
В принципе, это все, что нужно знать о "развитии" женской грамотности в конце 19 века в Российской империи. 9 из 10 школ состоят из одного класса, где дети обучаются 1-2 года закону божию, чтению, азам письма и первым четырем действиям арифметики. К этим школам можно добавить церковно - приходские, где преподавал дьякон.

"Обучение девочек даже в этих низших ступенях начальных школ представляло для беднейшей части населения огромные трудности. Основной причиной, препятствующей нормальному посещению этих школ, констатировали многие земские обследования 90-х гг. 19 века являлась бедность "во всех ее видах и степенях". И в первую очередь низкая посещаемость начальных училищ была среди женской части учащихся. "По экономическим причинам, - отмечалось в журнале Русская школа", - среди не посещавших школу 22,4% мальчиков и 77,6% девочек."

А теперь, дабы усилить эффект, скажем несколько слов о проценте девочек, учившихся в начальных школах.
Приготовились?
Вы точно крепко сидите на стуле?

"... одна учащаяся в начальной народной школе приходилась: в городах на 34 женщины, в селах - на 79 женщин.

Просто стыд и позор.
Перейдем к средним учебным заведениям для девушек Российской империи, которые называли гимназиями и прогимназиями.
Фактически женские гимназии, как массовое явление, появились в 60-х годах 19 века. Да и то "массово" - это слишком громко сказано. Более того, царское правительство ставило всяческие препоны доступности женского образования.

"Определяя перспективы дальнейшего развития женского образования, совещание указывало: "Дальнейшее умножение женских гимназий не представляется желательным... напротив того... правительство могло бы благосклонно относиться к учреждению в городах элементарных женских училищ и при них, а иногда отдельно от них профессиональных школ и курсов для приготовления лиц женского пола к тем профессиям, которые не требуют ни высшего, ни даже среднего образования".

Короче, готовим тебя, баба, к одной профессии, а большего тебе и знать не надо.
Не твоего ума дело, женщина!
Приведем из книги сословный состав гимназисток, дабы наглядно показать всю "доступность" гимназического женского образования в Российской империи в конце 19 века.
картинка BakowskiBabbitts
Ну и моя любимая статистика, вгоняющая любого мыслящего человека в ступор.

"Перепись населения 1897 года зарегистрировала в России 1 384 143 человека, имевшего образование выше начального, из них 535 211 женщин (т. е. 0,85% женского населения страны)...
Одна учившаяся в средней общеобразовательной школе приходилась на 123 женщины, в средней специальной - на 4752 и в высшей школе - на 9050 женщин.
Соответственно процент женщин, получивших образование в указанных учебных заведениях, к общей массе женского населения страны составлял: 0,815% - 0,021% - 0,011%."

Возможно аналогия будет не удачной, но мне вспоминается начало 90-х. Те кто застал эти лихие времена, наверняка помнят ларьки с аудиокассетами без цветных обложек и на них фломастером были написаны фамилии певцов, названия групп и альбомов. Некоторые ушлые предприниматели надписывали сбоку зубодробительный слоган:
"the best", что для фанатов должно было означать "лучшее".
Более продвинутые продавцы сочиняли такое: the best of the best, что-то типа "лучшее из лучшего".
Смешно конечно вспоминать, особенно когда песня прерывалась на такой кассете, ибо пленка заканчивалась в неподходящий момент.
Так вот, если все эти англицизмы перевести на наши российские рельсы конца 19 века, то получается любопытная "карьерная" лестница. Девочка, отучившаяся в начальной школе 1-2 года была одной из 80. Она была лучшей.
Счастливица, которая закончила гимназию (0,85% от женского населения страны) входила в категорию лучших из лучших.
Запомнили мою грубую градацию?
А теперь подбираемся к высшему образованию женщин в Российской империи.
Если отталкиваться от текста Федосовой, то мы увидим, как женщины с 50-х годов 19 века начали активно бороться за доступ всех российских женщин к высшему образованию. Чего они только не делали. Писали коллективные петиции на имя министра народного просвещения, без разрешения начали посещать лекции в университетах, заключали фиктивные браки, дабы без разрешения родителей умчаться за высшим образованием в Европу.
"В 1901 году в университетах Швейцарии обучалось 748 женщин, из которых 560 было русскими".
Но, царское правительство целенаправленно вело борьбу против женского образования, запрещало женщинам посещать лекции и нанимала всякого рода писак - консерваторов, которые по своей дремучести были где-то на уровне средневековой инквизиции.

"Горе отцу, у которого дочь ученая, горе обществу, в котором водятся женщины - ученые, и горе мужу, у которого жена учена" (Ф.В. Булгарин).

Нда...
Смешно?
А российским девушкам в 19 веке было не до смеха.
И вот, в 1878 году лед тронулся, официально в Российской империи открылся первый женский университет - Высшие Бестужевские курсы. По сути царь пошел на уступки, дабы российские женщины не уезжали в таком количестве за границу, ну и нужно было немного охладить пыл общественного негодования. Только вот, царское правительство демонстративно отстранилось от высших курсов. Деньги собирали всем миром, в первые годы существования курсов, у них не было своего помещения и пришлось снимать какие-то халупы. Царь как будто говорил женщине: - Мы разрешили высшее образование, а дальше крутись как хочешь. Как в том анекдоте. Правда там еще ствол давали.
Кстати, о равноправии поступающих:
картинка BakowskiBabbitts
Бестужевские курсы то открывали, то вновь закрывали, а с 1889 года до конца 19 века этот женский университет был единственным высшим учебным заведением для женщин Российской империи. Постоянно ужесточали условия приема, увеличивали плату за обучение, сокращали количество мест.
Знаете друзья, из книги Эльмиры Федосовой я для себя вывел одну формулу. Сегодня простому человеку легче отобраться в космонавты, чем российской девушке в 19 веке поступить на Бестужевские курсы.
Да даже если вы и поступили на эти высшие курсы, быть может, выживут из вас только девушки с возможностью приработка или с богатыми родителями.
Тогда это называли "материальным отбором".

"В 1915 г. в связи с началом Первой мировой войны и вздорожанием жизни, не окончив курсы, выбыло 1479 слушательниц."

Читатель, ты помнишь мою вольную градацию?
Девочки, отучившиеся в начальной школе - лучшие.
Девушки, умудрившиеся закончить гимназию - лучшие из лучших.
Давайте включим коллективный разум и вместе подумаем, какое имя дать бестужевкам.
Лучшая из лучших лучших?
Или избранная из лучших лучших?
А теперь вернемся к Надежде Константиновне и к нашим скептикам.
Она закончила гимназию.
И не просто закончила, а с золотой медалью!
И поступила на Бестужевские курсы, ради истины скажем, что она не проучилась и года, увлекшись марксизмом.
Я смею предположить, что уровень знаний и уровень интеллекта у такой барышни просто зашкаливал. А Ленин запал не только на миловидную российскую девушку и человека увлекавшегося Марксом. Вождю пролетариата было еще и интересно каждый день общаться с такой образованной женщиной! Ленин встретил равного себе, он был, что называется, на одной волне с Крупской. Я уверен, думающий читатель поймет о чем я говорю.
Книгу Федосовой настоятельно рекомендую к прочтению, при небольшом формате в 150 страниц она буквально под завязку набита разнообразной познавательной фактологией. Я, например, к своему стыду не знал что:

"Здесь возникли и развивались традиции содружества и взаимопомощи. Именно среди бестужевок впервые в стенах высшего учебного заведения появилось обращение друг к другу словом "товарищ". Среди студентов других высших учебных заведений было распространено обращение "коллега".

Ну а от содержания последней главы я прям долго приходил в себя. Раньше я просто не придавал значения такой информации. А Федосова вкратце перечислила то огромное количество бестужевок, которые после революции 1917 года не сбежали за границу, а начали активно отстраивать будущую мощь Советского Союза.
Юристы, создававшие проекты законов, культурные работники от Эрмитажа до создателей мемориальных музеев во всех уголках нашей Родины, статистики, экономисты, писавшие научные работы, дипломаты, астрономы, геологи, знаменитые писатели, редакторы газет и журналов.

"Бестужевки - это 54 доктора наук, 125 кандидатов наук..."

Кстати, личным секретарем Ленина была Лидия Фотиева (рекомендую ее книгу Лидия Фотиева - Как работал Владимир Ильич Ленин ), а личной библиотекой вождя заведовала Шушаника Манучарьянц (рекомендую ее книгу Шушаник Манучарьянц - В библиотеке Владимира Ильича ).
Я думаю, друзья, вы уже догадались, на каких высших курсах учились эти удивительные женщины?
Правильно, на Бестужевских.
Ленин был не дурак, ой не дурак, и в отличие от наших современников, старался по возможности окружать себя умными людьми с огромным интеллектом.
Теперь-то вы поняли, что он нашел в этой Крупской?

Комментарии


Крупская вообще очень недооценена, а ещё эта байка с Арманд, которая вообще непонятно откуда взялась. Нормальной книги про Н.К. так и не написано. Читала её саму, действительно, очень размеренно и грамотно она пишет, даль, что её не переиздают и почти не читают сегодня.


действительно, очень размеренно и грамотно она пишет

Я читал ее книгу о самобразовании, несколько статей и блестяще на мой взгляд написанную книгу воспоминаний о Ленине.

её не переиздают и почти не читают сегодня.

Да, я вот думаю, если опираться на данный сайт, мы как читатели из "красной книги"? Ведь почти никто такую литературу не читает, а при упоминании смеется, не от большого ума конечно, но мы как мамонты наверное, вымрем, и останутся только любители фэнтези...


Не:) не вымрем. Точно.


Спасибо за рассказ о книге. Читала, что девушкам без финансовой поддержки было весьма сложно учиться, поэтому общество феминисток постоянно собирало деньги,придумывало разные лотереи, чтобы обеспечить материальную поддержку студенткам.

А про другие курсы(медицинские) Стайтс писал

Когда в 1877 г. курс подошел к своему выпуску, выяснилось, что потери из-за суровых условий жизни очень велики. Двенадцать из 90 студенток не дожили до выпуска — семь умерли от чахотки, две покончили жизнь самоубийством, а одна умерла от тифа во время турецкой войны

А насчёт Крупской, мне был интересен вопрос, может подскажете, выступала ли она против системы Макаренко или нет?


Всегда рад поделиться интересной книгой!

Читала, что девушкам без финансовой поддержки было весьма сложно учиться

Да об этом Федосова упоминает в своей книге, но просто я уже сокращал свою рецензию как мог и так текст выходит большим и не стал много об этом говорить. Больше о сословном составе, деньгах, быте бестужевок планирую рассказать в следеющей рецензии на статистический сборник, составленный по анкетам. Опрос проводили сами бестужевки под руководством преподавателя социологии Кауфмана. О бестужевках будет много, о Марии Ветровой хочу рассказать. Все свои планы раскрываю)))

выступала ли она против системы Макаренко или нет?

Вот чего не знаю, того не знаю, по такой теме не читал
Есть у Крупской 11 томов Педагогических сочинений, хотелось бы ознакомиться хоть с чем-то, но блин у меня всего одна жизнь) не успеваю. Быть может в одном из них вы найдете ответ?


Не, мне надо что-то краткое, 11 томов не потяну) Может есть хорошая биография о Надежде Константиновне, начиная с детства?


Может есть хорошая биография о Надежде Константиновне, начиная с детства?

Может она и есть, но я такой не читал))
Есть современный пасквиль Млечина, но это не историческая литература а ..... Ладно, не буду грубо говорить)
Ну а если серьезно, то наверное для нее это было обидно, а быть может и нет, не знаю, но как правило про нее во всех книгах все время вспоминают в привязке с Лениным. Цель моего текста и была показать, что это не была какая-то простушка, как прислуга носившаяся за Ильичем и попутно рассказать и об образовании в Российской империи и о Бестужевских курсах.


У меня есть ПСС Макаренко в 8 томах. Посмотрев в именном указателе ссылки, где упоминается Крупская, и пролистав эти страницы, я нашёл, что у них было "разногласие":
Остроменицкая Н.Ф. (украинская журналистка и детская писательница) летом работала в колонии имени М.Горького клубным работником и воспитателем. Она написала очерк о колонии для журнала. Предварительно она дала прочитать его Антону Семёновича. В целом он одобрил, но она не учла ряд его замечаний, что привело к неправильному толкованию отдельных мест после публикации. В очерке было написано о физическом наказании воспитанников. Крупская и Луначарский выступили в печати с осуждением таких методов. Сам Макаренко был противником подобных наказаний.

Вот ещё нашел общее ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ отношение Крупской. Привожу дословно:
"Тепло отозвалась о "Педагогической поэме" Н.К.Крупская. Посетив в конце 1936 - начале 1937 г. выставку работ по труду воспитанников детских домов, Надежда Константиновна написала записку "Что хотелось бы знать о постановке труда в детдоме", в которой, в частности, говорилось следующее: "Вопрос о постановке труда в детдоме нельзя брать вне освещения вопроса об учебе и всей жизни детдома. Такие произведения, как "Болшевская коммуна" и "Педагогическая поэма", красноречиво говорят об этом". Зная как скупа была Н.К. Крупская на похвалы, можно понять, какая высокая оценка содержится в этих двух строчках. К сожалению, записка Н.К. Крупской была опубликована лишь двадцать с лишним лет спустя, в собрании её педагогических сочинений в десяти томах (т. 4. М., 1959), и А.С. Макаренко не суждено было познакомиться с отзывом о "Поэме" "...большого деятеля коммунистического воспитания, великого гуманиста нашего времени", как сказал он о Н.К. Крупской. Сам факт этого высказывания Н.К. Крупской о "Педагогической поэме" свидетельствует о беспочвенности вымыслов некоторых западных макаренковедов, будто она негативно относилась к опыту А.С. Макаренко и его литературной деятельности."

Спасибо за пояснения. Мне вот тоже казалось, что это скорее слухи о вражде между ними (ну как можно не оценить Макаренко?;) )

Но в целом с позицией Крупской на тему образования я не знакома, надо бы заполнить пробел


Пожалуйста!)
Ничего не читал у Крупской, к сожалению.

Большое спасибо за увлекательный рассказ и рекомендацию отличной книги!


Да не за что, рад был поделиться впечатлением об отличной и познавательной книге. Вам спасибо, что читаете!