Больше рецензий

3 мая 2023 г. 17:31

253

5

Ф. Абрамов "Дом".
70-е годы... С войны годы промелькнули быстро. Сколько воды утекло..Пекашино живо, люди умирают, родятся. Колхоз выполняет планы, новые требования правительства, а трава, деревья, небо- те же, часто кажется, что они лучше! Где бы ни был Михаил, Петька и Гришка, Лиза,они рвутся насладиться зелёной травой, голубым небом, побродить по просторам Пекашино, увидеть Пинегу. Душа их в родных местах.
Михаил- возмужавший, заслуживший уважение в колхозе человек. Создал семью, готовится стать в третий раз отцом, а двое дочерей уже на выданье. Михаил побывал в Москве у сестры Татьянки, видел Кремль, Мавзолей...Как его тянуло домой, к родной Пинеге, в Пекашино: "... всё ерунда по сравнению с этой вот доморощенной красотой, с этой ширью да с этими просторами". Сами места для него обладают удивительой силой. Он требователен к себе и каждому. Всегда понимает проблему человека, идёт на уступки. Но сразу простить Лизе рождение второго сына не от мужа не смог. Её поступок противоречит нравственным заветам русского народа. Михаил ярость на Лизу не выплёскивает, "крепит" в себе, не общаясь с ней, уходит на покос травы, работой заглушая боль души. Но....
Время говорит о новых возможностях, возникают иные, не как раньше, интересы людей. Михаил смотрит на дочерей, понимая, что они отличаются от прежних девушек. Лариса стала "кривлякой". Побывав у тётки в Москве, мечтает о жизни в городе. Мать поддерживает её в этом. "...стала вертеться перед отцом. И тоже в брючках". А Вера совсем другая, в отца: "Да какому парню уступит его Вера! Косить, дрова рубить, на лошади ездить-любого парня заткнёт. А осенью из школы придёт, ружьё за плечо, за мной",- думает Михаил.
Михаил не меняется с годами в отношении к работе, семейным ценностям. Болея, не умеет сидеть без работы, ищет её в поле, доме. Конечно, находит. Работа скрашивает его дни, даёт возможность понять свою нужность. Важно для Абрамова дать понять читателю, что в Михаиле идёт колоссальная внутренняя работа: он постоянно думает о Лизе, братьях, своих детях. Все родные-взрослые, но Михаил для каждого остаётся "отцом-братом". Его слово непреложно.
Абрамов рисует выросших Петю и Гришу, близнецов Пряслиных. Им уже по 36 лет. Односельчане и родные удивляются, что братья не женаты. А ведь у близнецов такая удивительная судьба. Петя и Гриша закончили институт, имеют стаж. Одни из Пряслиных стали "учёными людьми", но тянет их в родные места. Кроме сестры, Пети никто не знает, что у Гриши регулярные обмороки. Петя понимает,что надо строить свою жизнь, и хочет этого. Живёт с чувством того,что будто привязан к болезни брата, не может бросить его, инвалида. Таит в себе Петя эти мысли, не делится ни с кем. Очень томится тем, что он всё время с Григорием, будто костыль брату. Проходит время, Пётр осознаёт, что настоящая-то жизнь была именно с Григорием. Помогая ему, больному, он находил в этом себя. Да, у него нет своей семьи, деток, даже интересов, но есть семья-все Пряслины теперь вместе в Пекашино.
Приехав в деревню, с "широкраскрытыми глазами" смотрит на деревню. Всё трогает его вокруг: сельчане, природа. Попав в отчий дом, с волнением сознаёт, как дорог он ему. Каждая досочка в нём, полати, щербинка ему знакомы. Как могла огромная семья умещаться в этом домишке, сидеть за небольшим столом? Много думая, Петя принимает решение восстановить дом, который ему дорог.
Болезнь сломала Григория физически, при этом все понимают, что ему душевная помощь каждого-глоток воздуха. Улыбка на лицах близнят Лизы, взрослых появляется с его приходом. Каждого он успокоит, поддержит словом. Мир в семье Пряслиных наступает с приходом Гриши всегда.
Лиза похоронила утонувшего сына, вновь рожает. Такой поступок в деревне в то время, когда уже 20 лет женщина живёт без супруга,- осуждение сельчан. Как по-иному? Верующий человек не смеет поступать так безнравственно. Михаил отвернулся от сестры, а братья-нет. Намерения одной из женщин Егорши, родившей ему сына, оттяпать дом травят ей жизнь.
Решение Лизы не тягаться с "захватчицей", мне близко. Она не слабый человек, а совестливый. Полностью отдать дом не может, в память "тяти", но судиться не хочет: "Господи, да помру я, что ли, без дома! Мне само главно-чтобы дом целёхонек был, чтобы память о тате на земле стояла".
Пётр понимает её позицию. Он такой же человечный, как она. Именно он предлагает совсем сникшей Лизе после сноса дома Савельича новыми владельцами водрузить на их пряслинский дом конька с крыши "тати". Мгновенно радостью воспылала Лиза: память о тате не умрёт!
Егоршу, вернувшегося в Пекашино спустя 20 лет, не меняет время. Снискавший себе славу задиристого, за словом в карман не лазящего человека, он таким и остался. Жил в городе, а в Пекашино масса детей его, родившихся вне брака. Многие не вспоминают его положительные стороны, но они есть у него. Чтобы делали без него в военное и послевоенное время Пряслины?! Об этом помнит Пётр. Егорша "тянул" семью, как и Михаил: "Но что было бы с ними, со всей их пряслинский оравой, кабы не было возле них Егорши?"- думает Пётр.
Пройдя по деревне, пройдя по её полям, лесу, подышав воздухом Пекашино, Егоршу будто подменили. Он осознаёт, что всегда любил лишь Лизу, её, вечно спешащую помочь кому-то, к братьям, занимающуюся домом, тёлками. Не видел он её красоты, красоты краёв, где жил. Прозрел, став взрослым.
Много воды утекло с 40-х годов, всё иное стало в городе и деревне. Но стало ли лучше, сытнее, вольготнее? "Задавили машины, смертный приговор вынесли коняге",- понимает Михаил. Люди села не могут не знать о веяниях гопода, тянутся к ним. "... терпеть не мог, когда дочь надевала фиолетовые очки, большие, круглые, во всё лицо", "...терпеть не мог электрические чайники, которые теперь были в ходу в Пекашине",- Михаил не приемлет нововведения в моде, быту. Привычка к прошлому, ставшая любовью, побеждает. Где может соблюдает их.
Экранизация тетралогии понравилась подбором актёрского состава. Великолепен сын Сергея Пускепалиса в роли молодого Михаила, Наталья Вдовина в роли Анфисы, конечно, Маковецкий "попал" в образ Лукашина, а Полина Кутёпова-в образ Лизы. Чудо. Все создатели воспроизвели ту эпоху, хроника в начале всех серий настраивает на нужный тон зрителя, заставляет задуматься. Но смотрела без особого азарта, так как понимание, что во многом снято в искусственной обстановке, в декорациях, смущало. Но в остальном-пять.
Экранизация, по-моему, великолепна тем, что авторы не стремились показать лишь семью Пряслиных. Все жители деревни представлены со своими характерами, проблемами, борениями. Марфа тут раскрылась для меня. Баба-боец, баба-стоик, она понимает истинную душу мужа лишь когда он вернулся с войны. Замученный дифтерией, обезвоженный, обессиленный, неприятный ей. Но она тащит его домой сама, на санях. А там видит в его узле сахар, скопленный им за долгое время. Сахар, который он нёс своей Марфе.
Семья Иняхиных преодолела многое. Марья, у которой дети не видят мяса, молока, конечно, в ярости показывает председателю кусок того, что и хлебом назвать сложно. Муж, который так любит дочь Валю, что не решается оставить её, туберкулёзницу, в больнице.
Актёры смогли подчеркнуть важные детали прозы Абрамова, чтобы ещё точнее высветить свои образы. Полина Кутёпова смотрит на Михаила как брата и отца в одном лице. Никогда не забывает этого. И младшим, и каждому повторяет, что без него, тогда 14-летнего пацана, в войну семья не выжила. Он для всех Пряслиных-безоговорочный авторитет. "Помните, что Мишу всегда слушать, понятно?"- повторяет она Петьке, Грише и Фёдору. На своей свадьбе первым благодарит Михаила.
Тетралогия Абрамова из тех, которая остаётся летописью истории России от 40-х до 70-х годов 20 века. Разве это можно не брать во внимание?..
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово