Больше рецензий

1 мая 2023 г. 20:15

511

4.5 Убийство на небесах

«Едешь ли в поезде, в автомобиле,
Или гуляешь, хлебнувши винца»...
В общем, где бы ни оказывался Эркюль Пуаро, его появление постоянно оборачивалось для окружающих большими бедами. –
«И ничего тебе не угрожает,
Только когда ты в дубовом гробу!»
Да если подумать, более опасного человека в Англии тогда не существовало вообще!
Надо ли говорить о том, что стоило маленькому бельгийцу сесть на самолёт, как убийство тут же случилось и там (среди всего-то десятка пассажиров)?! И, как водится, одним трупом дело при этом не ограничилось (для чего, правда, действующим лицам пришлось спуститься с небес на землю)...
Но, разумеется, преступления в присутствии Пуаро совершались не случайно, а дабы ему было удобнее их раскрывать! Последнее было с блеском продемонстрировано и в данном случае, несмотря на то, что дело оказалось крайне запутанным (впрочем, как всегда)...
И да, когда встал вопрос о публикации этого детектива в Советском Союзе (вроде бы, в 1970 году), журнал «Радуга» почему-то обратился к А. Кристи с просьбой разрешить перенести действие романа в современность. На это литературный агент писательницы ответил, что «книга создана в определённое время и должна остаться в нём» (Е. Цимбаева. Агата Кристи. М. 2013. С. 16).
Да и то сказать, если судить по тексту, оказывается, что в дальней пассажирской авиации за период с момента появления книги в 1935 году изменений произошло в общем-то не так уж много. Одним них оказалось то, что тогда (в отличие от современности) каждый иллюминатор был снабжён вентилятором, попросту – отверстием с задвижкой, через которое в салон можно было впускать забортный воздух! Более принципиальным, однако, является другой момент. – В описываемом случае на борту самолета, совершавшего рейс Париж–Лондон, находился всего 21 пассажир (10 в головном салоне и 11 в хвостовом), и хотя не все места оказались заняты, очевидно, что общее количество мест было не намного больше. Ни в наше время, ни даже в 1970-ом такое было уже абсолютно немыслимо, а соответствующее увеличение числа действующих лиц на корню подорвало бы сюжет романа…
И еще два небезынтересных момента. – В книге есть некий автор детективов мистер Гленси, по сути оказавшийся ни кем иным, как прямым прообразом Ариадны Оливер (только он, в отличие от последней, предпочитал не яблоки, а бананы)!
Кроме того, в романе описывается ситуация, почти один к одному повторяющая ту, которая случилась с самой писательницей, во время её свадебного путешествия (после вступления во второй брак с археологом М. Маллованом). – «Англичанин прежде всего думает о своей работе, затем о спорте и уже только потом о жене. <…> Я вот вам расскажу один случай. В маленькой гостинице в Сирии жил один англичанин. У него заболела жена, а ему нужно было к какому-то определённому дню попасть в Ирак. Вы не поверите, он бросил жену и уехал, лишь бы только оказаться на службе вовремя»…
Обычно на этот счёт высказываются в том плане, что Агата не простила этого своему супругу и при первой же возможности припомнила. Однако же, в детективе данные слова были сказаны французом, а молодая англичанка, которой они были адресованы, ничего ненормального в случившемся не усмотрела. То же самое (согласно «Автобиографии») произошло и в случае с самой писательницей: иностранный врач рвал и метал, тогда как Агата его чувств явно не разделяла. (Типа, что взять с иностранцев, которым не дано понять загадочной английской души!) И под конец вдобавок Э. Пуаро сосватал той девице археолога – как лучшего из всех возможных женихов!
Скажу и о некоторых пунктах, вызывающих вопросы. Во-первых, совершенно непонятно, почему преступник не попытался выбросить (спрятать) орудие убийства, а попросту оставил его на видном месте (что сразу указало на насильственную смерть)... И далее, в романе фигурирует духовая трубка для стрельбы отравленными стрелами, имеющая величину примерно с карандаш. Однако же, в документальных сюжетах на National Geographic подобные трубки имеют ГОРАЗДО БОЛЬШИЕ размеры!
В целом, однако, нельзя не признать, что речь идёт о добротном, увлекательном детективе, который точно не разочарует поклонников Агаты Кристи и Эркюля Пуаро.