Больше рецензий

Argon_dog

Эксперт

Какой эксперт, такие и рецензии...

20 февраля 2014 г. 01:15

331

2.5

И тут я должна признаться в давней и трогательной симпатии к жанру альтернативной истории – сама история, может быть, и не терпит сослагательного наклонения, зато люди давно исправили этот мелкий недочет и изобрели фантастику. И уточнила я это не просто так. Потому что манера Филипа Рота излагать свои мысли… ну, не то, чтобы все было совсем плохо или непонятно – видели мы и похуже, причем гораздо – но красоты и ясности ему, на мой вкус, здорово так не хватает. Особенно для романа, героем которого является восьмилетний мальчик. Длинные предложения со множеством обособленных конструкций – понять можно, даже не слишком вчитываясь, а вот удовольствие от процесса несколько сомнительное. Так что за этот роман я взялась с понятным для поклонника жанра энтузиазмом, а вот от знакомства с остальными книгами автора, пожалуй, все же временно воздержусь.

Воздержусь еще и по более прозаической, чем неудобный для художественного произведения слог, причине: очень уж неоднозначное и сложное вышло впечатление. Из разряда тех удивительных случаев, когда ты вроде бы отлично понимаешь, что и почему автор хотел сказать – и даже с ним согласен – но вот выбранным средствам не веришь ни на йоту, и это здорово портит тебе впечатление.

Я привыкла считать себя человеком в достаточной степени циничным и легко могу поверить в то, что человек способен сотворить любую мерзость. И в то, что нацизм – не случайное помешательство германского народа, инициированное группой неадекватных маньяков; до него может докатиться практически любое общество, если позволить взять верх глупости, истерии и невежеству, помноженным на холодной и корыстный расчет заинтересованных политиков. Причем общество, состоящее из неплохих, в общем-то, людей, искреннее полагающих, что они отнюдь не делают ничего плохого и все это только ради счастливого будущего для всех.

Но я не верю во всемирные заговоры, похищения и шантаж длиной в десятилетия: это все слишком напоминает бразильские мыльные оперы, слишком сложно и ненадежно – да и, если отвлечься от книги, отдает желанием свалить все собственные ошибки на каких-нибудь далеких и неизменно мерзких заговорщиков. Во всемирных заговорах, к несчастью, нет нужды. Люди и сами отлично справляются. Без посторонней помощи. Глупости и корысти как-то хватает.

И если вернуться обратно к книге Филипа Рота, финал выглядит настолько недостоверным и смотрится настолько чужеродно по сравнению с отлично проработанными и тщательно прописанными началом и серединой, что мысль «А что это вообще было?» меня до сих пор не отпускает.

Причем, что особенно интересно, вся история «американского нацизма» и притеснений, описанная в этой книге, практически полностью умещается в криво прилепленном финале – до этого имели место высказывания отдельных идиотов (а если бы идиотов не было, было бы, наверное, очень клево жить, но увы), паника со стороны жителей своеобразного «добровольного гетто» и совместная с правительством попытка местных же активистов интегрироваться в американское общество – не лишенная смысла, поскольку жить в обществе и не быть его частью еще никому не удавалось. Окружающие начинают думать, что их считают вторым сортом, и их это очень бесит.

И вот итог: я планировала почитать книжку о медленно нарастающих антисемитских настроениях в еще вчера демократической Америке, подогреваемых про нацистки настроенным правительством, а получила больше шума, чем огня и внезапный финал с похищенными младенцами и предполагаемым тайным перелетом в Германию и многолетним заговором. В первое я бы поверила, второе попахивает каким-то сюрреализмом – я начинаю видеть в этом во всем какую-то спекуляцию, а спекулировать подобными темами попросту некрасиво.