Больше рецензий

1 мая 2023 г. 15:03

293

4 Спойлер Как не надо делать

Аристократы это благородные, красивые, статные и умные люди, они держат слово, никогда не лгут, защищают свою честь, честь короля и дам. В общем, сверхлюди, не то что эта чернь, эти простолюдины, которые уже рождаются порочными уродами. Такое впечатление складывается по описаниям Александра Дюма.
Однако на деле же Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян являются яркими примерами людей, с которыми лучше не иметь дела. У них никогда нет денег - всё, что они получают (любыми способами, но только не работой), они пропивают, проигрывают или проедают. Они не гнушаются получать деньги от женщин, в том числе замужних. Иногда прибегают к шантажу, например, Портос заявляет жене прокурора: “Либо вы даёте мне деньги, либо я ухожу к другой”. Это не прямая цитата, но смысл примерно такой.
Отношения с женщинами у благородных аристократов какие-то неблагородные. Д’Артаньян клянётся в любви одновременно трём женщинам. Притворяется, что влюблён в несчастную Кэти, чтобы залезть в кровать к Миледи. Притворяется другим человек, чтобы опять же залезть в кровать к Миледи. Потом залезает к ней в кровать уже под собственным именем, но признается, что уже был в этой несчастной кровати под видом другого мужчины.
И вообще во всем виноваты женщины. Да, Миледи та еще дрянь и убийца, но её обвиняют в том, что она соблазняла несчастных мужчин на кражи и убийства. Коварная такая, бедные мужчины, надо ее казнить!
Отношение к простым людям у великолепной четвёрки тоже отвратительное. Они вечно угрожают своим слугам. Портос получает ранение в бою, запирается в лучшей комнате гостиницы, отказывается её покидать и платить (очевидно, потому что проиграл все деньги). “Господин Портос может принять вас за кого-нибудь из моих домочадцев и в порыве гнева проткнуть вас шпагой или прострелить вам голову,” - говорит хозяин заведения д’Артаньяну.
Атос запирается в погребе трактира, потому что владелец оного посмел подумать, что благородный мушкетёр заплатил поддельными монетами. “Так что с тех самых пор, — продолжал последний, — нам, сударь, приходится очень плохо, потому что все наши съестные припасы хранятся в погребе. Вино в бутылках и вино в бочках, пиво, растительное масло и пряности, свиное сало и колбасы — всё находится там. Так как спускаться вниз нам запрещено, то приходится отказывать в пище и питье всем путешественникам, которые к нам заезжают, и наш постоялый двор приходит в упадок с каждым днём. Если ваш друг просидит в погребе еще неделю, мы окончательно разоримся”. Посмел оскорбить честь мушкетёра? Так умри с голода в нищете, мелкий человечишка.
Д’Артаньян несколько раз за книгу описывается как осторожный молодой человек, но при этом в первый день своего путешествия в Париж нарывается на драку, теряет рекомендательное письмо от отца, а в первый день в Париже назначает сразу три дуэли.
Если автор хотел сказать, что вот так вот делать не надо, не надо быть вот такими людьми, то у него это отлично получилось. Вообще роман “Три мушкетёра” кажется большой сатирой на благородных королевских воинов. Надеюсь, так оно и есть.
Книга читается легко, она динамична, наполнена событиями и героями, как обычно это происходит у Дюма. В этом ее несравненный плюс.