Больше рецензий

30 апреля 2023 г. 12:29

10K

5 Античность в наше время

Это было наслаждение, абсолютное удовольствие от формы до содержания. Точно будет одной из лучших книг года.
Сюжет строится вокруг самоубийства студента Никиты Буянова. Никаких сомнений в том, что это суицид, нет. Еще и предсмертная записка в наличии, в которой он обвиняет в своей преждевременной кончине преподавателя немецкого языка в частности и деканат в целом. Что ж, парень и впрямь был кандидатом на отчисление. Но неужели все так просто?
У книги очень интересная композиция. Открывает ее список из девяти масок, в котором нам дают весьма примерное описание внешности каждого персонажа, которому будет предоставлено слово. Сам Никита останется безмолвным.
Потом следует пролог, в котором мы видим момент самоубийства.
Далее книга поделена на три агона, каждый из которых содержит по три истории, поведанные одной из масок. В общей сложности мы получаем 9 рассказов людей, влиявших на Никиту, а теперь переживающих, анализирующих случившееся.
В аттической комедии агоном называется диалог и конфликт противников, составляющий стержень пьесы. В широком смысле, агон, или агонистический принцип, обозначает конфликтную связь между протагонистами. Каждый из них включается в спор, который накладывает отпечаток на драматическую структуру и составляет ее конфликт.
Агоны в книге названы «Терпеть», «Служить» и «Любить». Соответственно, эти глаголы символизируют, если так можно выразиться, жизненное кредо персонажей, включенных в каждый агон.
В агоне «Терпеть» мы знакомимся с Ириной Михайловной — той самой преподавательницей немецкого языка. Родилась, училась, преподавала. Затем Женя — однокурсница Никиты, умница, вынужденная учиться на платном и борющаяся за возможность перейти на бюджет. Сестра Никиты, которая всю жизнь стояла между двух огней — отцом и матерью.
В агоне «Служить» мы встретим декана, положившего все силы на поднятие философского факультета академии; его секретаршу — преданную и благодарную ему за помощь, психотерапевта, который стремится честно выполнять свой профессиональный долг.
И в последнем агоне «Любить» нас ждут Кристина — несостоявшаяся девушка Буянова, Алеша — его сосед по комнате, и мать Никиты.
У каждого из них свой жизненный путь и, главное, своя правда. Их судьбы причудливо переплетаются. Отношение читателя к персонажам меняется периодически на 180 градусов. Кстати, автору удалось наделить своих героев собственным языком. Вы никогда не спутаете речь декана с, например, речью Ирины Михайловны.
За агонами следует коммос (комос) — «ватага гуляк», совершающих шествие после пирушки и распевающих при этом песни насмешливого или хвалебного характера. К слову «комос» восходит слово «комедия». Коммос рисует нам картину похорон Никиты.
И завершает все эпилог.
Книга написала очень талантливо, оторваться невозможно. Все герои живые, объемные, каждому сопереживаешь. Интеллектуалы проникнутся отсылками к античной литературе (в том числе эпиграфами к главам), а те, кому это не близко, получат удовольствие от интересных и трогательных судеб. Помимо эстетического удовольствия, вам еще точно будет о чем подумать после прочтения.