Больше рецензий

29 апреля 2023 г. 19:40

352

4

Это уже второе прочтение данного романа, первый был в далекой юности и никакого следа после себя не оставил, даже не знаю откуда у меня появилась книга Джона Фаулза и что подвигло меня ее прочитать? В ту пору она меня не зацепила и понятно, я был слишком юн, чтоб по достоинству о ней судить, возможно, и сейчас я не совсем понимаю все ее нюансы, но что-то мне стало более ясно, на что-то я уже могу обращать внимание и о чем то судить с другой более рациональной и взрослой позиции. В юности я обращал внимание лишь на историю любви, историю молодой девушки и чопорного джентльмена и другие условности и особенности романа не особо интересовали.

Сейчас же я замечаю насколько история выглядит диссонансной, так истории о любви подобные тем, что писала Джейн Остин должны писаться современниками. Авторами викторианской эпохи, именно через их непосредственное восприятие это звучало бы органично, атак нам рассказывает историю любви человек который живет спустя 120 лет после описываемым событий и вполне логичный вопрос – что он может знать о тех временах, пусть и проштудировал романистов того времени вдоль и поперек? Но в этом и соль романа, нам рассказывается история, вполне в духе Остин, вот только по ходу истории она комментируется и анализируется с позиции современного читателя, приводятся примеры как бы поступили герои живи они сегодня, или как бы отреагировало общество и т.д. Это с одной стороны показывает большую эрудицию автора и вовлеченность в тему, с другой стороны позволяет окрасить довольно банальную историю в более серьезные тона.

А еще роман воспринимается как некая экскурсия по викторианской Англии, по ее обычаям и культуре. Автор часто делает отсылки в культурные аспекты, анализирует события, обычаи и традиции.

С моральной точки зрения роман ценен тем, что показывает, как важно оставаться верным своим чувствам и не идти на поводу у долга и общественной морали. Главный герой –Чарльз, после долгих душевных терзаний решается совершить страшный по тем временам шаг, порвать с невестой, хотя это грозит ему отлучениям от общества, всеобщим позором, анафемой и т.д. не говоря уже о собственных душевных терзаниях человека не способного никому причинять боль, тем более человеку, которому симпатизируешь.

Образ Сары Вудрофт получился несколько противоречивым и до конца истории казался не раскрытым, лишь финальная развязка показала замысел автора показать образ независимой и сильной женщины, довольно редкий для того времени тип и то как он сформировался. Как по мне, автор возможно хотел создать некую фем фаталь того времени, но поскупился с темной краской. Образ вышел не такой магический и притягательный, но, тем не менее, вполне передающий замысел автора.

В романе присутствуют как бы несколько развязок и автор некоторым образом предлагает читателю рассмотреть все варианты развития события, какой из финалов к чему бы привел и как бы все развивалось. Если бы произошел вполне себе счастливый финал, то все остались бы довольны и жили бы дальше, но жизненный урок, закалка, понимание природы вещей и происходящего были бы гораздо меньше. Так если принять Чарльза Смитсона как ось истории, главного персонажа то он похож на личинку-имаго которому вся эта история преподнесла болезный урок, так происходит почти с каждым, рано или поздно. Но в контексте жизни Чарльзу мог бы выпасть другой жребий, поверни его судьба в другом направлении, допустим, не поддайся он порывам чувств, а оставшись с Эрнестиной, каков бы тогда был для него урок, и был бы ли он вообще? Именно такими вопросами и дискутирует автор со своим читателем, предлагая помыслить и представить.

Не скажу, что книга произвела какое-то особое неизгладимое впечатление, но то, что она заставляет подумать и некоторым образом цепляет уже многого стоит.