Больше рецензий

17 февраля 2014 г. 18:44

2K

3

По мнению Эверетта Шострома, современный человек – это манипулятор, и именно в этом заключается причина большинства его проблем. В книге «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» он предлагает свой вариант того, как изменить стиль своей жизни, перестать быть манипулятором и стать аутентичной личностью.
Автор книги противопоставляет две категории людей: манипуляторов и актуализаторов. Коротко говоря, манипуляторы – это те, кто видит в окружающих людях не более, чем объекты, на которые нужно влиять, как завещал великий Карнеги, чтобы добиться желаемого. Актуализаторы – люди, относящиеся к себе и к другим, как к живым цельным личностям, умеющие выражать свои чувства и сопереживать чувствам другого. Основная идея автора в том, что с самого раннего детства ребенок, попадая в различные ситуации и справляясь с ними каким-то образом, а также наблюдая, как это делают в его семье и более широком окружении, приобретает определенные устойчивые модели поведения, которые часто оказываются манипулятивными. Ему кажется, что скрывая от людей свои истинные мотивы, мысли и чувства и заставляя их неявным образом делать то, чего он хочет, а попросту – обманывая их, он сможет добиться большего. Но, по мнению автора, в действительности оказывается так, что пытаясь обмануть других, человек оказывается обманутым сам и не получает от жизни всего того, что может дать искренность, аутентичность и т. д. Как несложно заметить, быть актуализатором, по мнению автора, гораздо лучше и приятнее, чем манипулятором.
Данную книгу Шострома я прочитала еще на первом курсе, и тогда она произвела на меня достаточно сильное впечатление, несмотря на отталкивающее название, где неприятно грубо автор пытается выехать на имени Карнеги и парадоксальной на первый взгляд приставке «анти-». Естественно, читая ее, невозможно не заметить в себе и окружающих черты и характерные уловки коварных манипуляторов. Поскольку они описаны автором прямо как зло во плоти, а актуализаторы, соответственно, как добро, у меня тут же возникла уверенность в необходимости серьезных личностных изменений и полного отказа от использования манипуляций. Но по собственному опыту я заметила, что почему-то эффект от книг, которые вызывают такую бурную реакцию и желание прямо сейчас брать и менять свою жизнь кардинальным образом, в долгосрочной перспективе оказывается гораздо менее значительным, чем от тех, что производят более спокойное первое впечатление. И, конечно же, я не прекратила всякие попытки манипулировать людьми. Изначально потому, что сделать это совсем не просто, необходимо постоянное внимание к себе и своим реакциям и серьезная работа над собой. Слишком серьезная, чтобы быть осуществленной на основе впечатлений от данной книги.
А сейчас я и вовсе не уверена, что в такой работе был бы смысл, так как такое упрощенное деление на «хорошо» и «плохо» и безусловное отнесение какого-либо рода поведения к одной из этих категорий не вызывает у меня никакого доверия.
Манипуляции – это всегда ложь, а однозначного отношения ко лжи у меня нет. Не верится, что здесь вообще может быть найдено какое-то однозначное решение. Наверное, это смешно звучит в мой 21 год, но с возрастом приходит понимание того, что сколько ни пытайся, невозможно найти или создать универсальные правила поведения, которыми можно было бы руководствоваться в любой ситуации. Каждая моральная дилемма должна решаться заново в каждой конкретной ситуации. Я только решила для себя, что как бы человек ни врал и ни манипулировал другими, самое важное, чтобы он отдавал себе в этом отчет, понимал, как и для чего он это делает. Перспектива быть обманутым самим собой почему-то пугает меня больше всего.
И тогда о книге Шострома я могу сказать, что она хороша именно для того уровня, на котором я была на 1 курсе. Она далеко не оригинальна, но, как и многие подобные ей книги, позволяет как-то сориентироваться на первых порах, увидеть в окружающем хаосе какую-то структуру и, опираясь на нее, начать двигаться, и идти до тех пор, пока не готов будешь увидеть, что хаос так и остался хаосом.