Больше рецензий

25 апреля 2023 г. 14:12

467

4 Афтепати у речки

Очень странная книжка, которую я взялась читать после очень странного фильма. Теперь вот надо пересмотреть кино, может быть, станет понятнее. К концу книги я даже решила, что надо читать и продолжение, там вроде большинство воскресших героев - знакомые писатели. Возможно, с ними плавание по Реке будет занимательнее, чем с неугомонным Ричардом Б. и прилипшим к нему, как банный лист, Генрихом Герингом.

Идея интересная, воскресить всех людей, кода-либо живших на Земле. Включая мифических гигантопитеков да вполне себе разумных неандертальцев; и инопланетян, случайно залетевших на огонёк. Вплоть до 2008 года. Одновременно. Всех. Вопросы "как", "зачем", "почему" и "куда столько" незаметно растворяются в объеме происходящего. Фармер сосредотачивается на конкретных персонажах, втыкая их в рояли, стратегически точно расположенные. Да пусть даже и 777 раз втыкает - суть в том, что эти 777 точек очередного выхода в жизнь ничтожны по сравнению с количеством общин, в которых могут расселиться ВСЕ помершие за... за много лет (50 веков, 100?). Ну да ладно, у худ.литры есть преимущество перед историей и точными науками. Воскресили, значит так надо, значит будут приключения и рано или поздно автор попытается рассказать, зачем он это навертел.

В первой части цикла Фармер не дошёл толком до объяснений, поэтому читатель в непонятках метается вместе с героями. Надо сказать, повествование быстро увлекло. Во-первых, писатель отлично пишет боевые сцены, они держат в напряжении и визуально представляются легко. Во-вторых, Фармер не сильно заморачивается социально-политическим устройством отдельных сообществ и на пальцах, очень просто, обрисовывает рабовладельческий строй, патриархальный, деревенский уклад, религиозный, мгновенное формирование тоталитарных и нацистских систем, выделение из толпы героев, преступников, жертв и так далее.

Он стал озираться в поисках хорошей палки или дубины. Он не знал, что дальше будет с человечеством, но если его оставить без контроля, то оно скоро обязательно вернется к своему обычному состоянию. Как только пройдет потрясение, люди вновь займутся собой, то есть примутся выяснять отношения друг с другом.

Роман выпущен в 71 году; обычное состояние общества - война, конфликты, драки за ресурсы и землю, поиск врагов и отношение к женщине, как к предмету. С неандертальцев мало что изменилось, разве что стало неприлично ссать там, где ешь. Да и печень врага желательно пожарить перед употреблением. А в остальном, прекрасная маркиза... К маркизам (белошвейкам, попаданкам, тосканкам и прочим дамам от 7 и выше) отношение типичное, сексистское.

Только когда они станут полноправными членами этого небольшого государства, им позволят жить в отдельных домах и обзавестись женщиной.
<...>
Каждый из них стал жить в отдельной хижине и в течение недели нашел для себя женщину.

Риторика говорит сама за себя. Как гриб себе на жарёху нашел.

Уж не знаю, шутка ли это от Фармера, ирония Бартона или трудности перевода с английского, но удивило ещё одно замечание главного героя:

— Что же касается меня, то все, что мне требуется от женщины, это ее красота и привлекательность. Мне абсолютно все равно, какие у нее мозги.

Конец цитаты, ему действительно всё равно. Он с самого начала себя так вёл, по трезвости - с долей благородства, а под наркотой - "ты сама этого хотела, что реверансы-то разводить". Запредельно приятный молодой человек.

Молодой - по воскрешенному телу, так -то Бартону за 60. Вот эта особенность воскрешения очень много вопросов поставила, которых Фармер вообще не стал касаться. Люди воскресали в телах от ... ?... (а вот, кстати, первый вопрос - там были дети, но от скольки лет, месяцев?) до 25 примерно лет. Но воскресали с личностью (памятью!), состоявшейся на момент своей смерти. Самое время задать анкетный вопрос - что бы вы изменили в своей жизни, если бы вам было снова 20 лет? А ничего, похоже. Мудрость, опыт, осознание? Это чё такое? Не слышали. Фармер показывает только самые яркие примеры - древнеримские тираны и немецкие нацисты по воскрешении начинают играть в те же игры и жечь тех же ведьм, никакой Нюрнберг на пользу не идёт, власти хочется и чужого чего-нибудь.

В первой части цикла Фармер останавливался только в общинах, сформированных из более-менее привыкших к тяжелому или разбойному труду людей. Интересно посмотреть на воскрешение королей и королев, графинь да светских львиц. А еще семейных людей - далеко не все пары воскресли у одного гриба и не было описано ни одного случая, когда дети воскресли рядом с родителями. Напоминаю, что память у людей сохранилась - вы воскресли, а родных нет, кругом голые неизвестные вам люди. И единственное, что у вас может быть общего - это родина)) и то, не всем повезло попасть в группу "своих". Короче толпа растерянных и одиноких существ участвует в каком-то крупном эксперименте научно обдолбанной высшей расы. Высшая раса не могла додуматься при такой уровне технологий до более простых условий эксперимента? Ладно, мы пока еще не знаем, в чём суть, возможно, им как раз нужны исследования в области острых психических расстройств зомби. Странность книги состоит в том, что не очень понятно, на черта психология зомби нужна читателю. Читать лишь бы читать)

Как вы думаете, у нас здесь будет хоть одна библиотека? Мне кажется, я свихнусь без чтения!

Вероятно, продолжу чтение. Хотелось бы знать, куда плывём.