Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

23 апреля 2023 г. 21:56

288

3 Спойлер Проблемы принудительного «тимбилдинга»

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Незначительные спойлеры.
«Всё-таки не каждый роман, включающий в себя криминал и служителей закона можно назвать полноценным детективом», — с такой мыслью я закрыла эту книгу. Да, хотя в этом романе есть все составляющие «детектива», от него почему-то не остаётся такого впечатления. И это странно, поэтому попробую разобраться в ощущениях чуть ниже.

Сначала стоит мурлыкнуть о технической составляющей. Язык и стиль перевода оказались посредственными. Местами по логике не хватало слов, местами предложения выдавалась странным образом. В общем, грустно. Стиль построения текста тоже вызвал пару вопросов. Очевидно, что задумка кроется в попытке поддерживать интерес читателя путём прерывания эпизодов «похода в прошлом» эпизодами «поисков в настоящем».

Далее.

И это срабатывает, поскольку «настоящее» написано весьма уныло и практически бездеятельно. Но я расстроилась, поймав себя на мысли, что подглавы можно охарактеризовать как «битый небитого везёт». То есть, зачем читателю преодолевать унылое повествование, если он мог ознакомиться с подробной историей похода? В таком случае, имхо, получился бы годный триллер. Но перед нами текст, классифицированный как «детектив», поэтому, возвращаясь к началу отзыва, продолжу тему «недетективного детектива».

Думаю, дело в том, что в линии расследования не остаётся полноценного ощущения следственных действий. Главные герои, Аарон и Карен, толком не участвуют в поисках Элис. Более того, их волнует судьба женщины по совсем другой причине — она их информатор по делу в сфере финансовых преступлений. Но разве тот факт, что они числятся в другом отделе, лишает их понимания, что вообще-то ведутся поиски, пропал живой человек и, возможно, нуждается в экстренной помощи? Разве не ясно, что важен каждый доброволец? Нет, наши герои не задумываются о такой мелочи, как помощь в розыскной деятельности. Вместо этого они вспоминают прошлое, рефлексируют, тоскуют по ушедшим родственникам и постоянно вспоминают, что «Элис должна нам улики!».

Такое отношение меня немного коробило с точки зрения человечности. Нет, я не утверждаю, что Фальк и Купер должны были сольно носиться по лесу подобно охотничьим псам. Но они могли хотя бы присоединиться к розыскной группе. А так получается, что они какие-то бесполезные. Технически, в начале романа они передают читателю информацию о фигурантах дела. Но всю эту информацию (более полно, кстати) мы получаем из подглав самого похода.

Собственно, здесь и кроется проблема «недетективного детектива» — копы практически ничего не делают для расследования. Вся деятельность разворачивается либо в прошлом, либо где-то за кадром. Ну и зачем тогда нам нужны Карен и Ааорон? Чтобы дать пару намёков о событиях первого романа? Для мимокрокодила это бесполезная информация, для читателя «Засухи» пустое повторение. Чтобы добавить парочку персонажей с грустными думами? По-моему, вполне достаточно клубка трагедий участников похода. Самое глупое то, что даже «особенные карты местности», которыми владел Фальк никак не помогают делу. Ну а в финале... героев могли прекрасно заменить любые «ноунеймные» копы — никакой разницы.

Если обращаться к основным темам романа, то читатель столкнётся с проблемой финансовых преступлений, детских обид, школьного и кибер-буллинга, чувства вины перед умершими, глупости «видимости ради видимости» (в сущности, этот поход вообще никому не нравился), а также опасности опрометчивых решений и паники в условиях выживания. Попутно достаточно ярко показываются взаимоотношения внутри мелкой группы, в которой присутствуют разные типы людей (один из которых ярый агрессор). Полагаю, если бы писательнице хватило смелости описать чисто походную линию, постепенно раскрывая все события ((включая связь Элис с полицией), то читатели получили бы «годную» и даже поучительную историю. А так — «ни рыба, ни мясо», пожевать можно, но разве что ради походных эпизодов. При этом тут вам не придётся ломать голову, кто пострадает и от чьей руки (ибо всё откровенно проспойлерено ещё в шестнадцатой главе, а удочка закидывается чуть раньше).

А и я не упомянула о третьестепенных линиях. Но знаете, они были настолько мелкими и неубедительными (маньяк, му-ха-ха!), что о них и говорить нечего, поскольку их развязка никак не отражается на общем сюжете и... достаточно уныла.

свернуть

В итоге могу сказать что, на эту книгу можно потратить вечер-другой, если вас потянет на роман об экстренной ситуации (потеряшки в горном лесу) или человеческих трагедиях. Но если вам захочется именно расследования, такого, знаете, активного, где выдвигают версии, опрашивают свидетелей, перерывают носом землю в поисках улик, докапываются до правды — вам точно не сюда.

СиВ: 396. 5B. Зоопарк. Черуби (Сафари) [ждуны, от 400 стр.]

Эта же рецензия на Bookmix